В Петербурге 120-летие со дня рождения Владимира Набокова обернулось невероятно позорной историей с музеем Набокова — старинным зданием на Большой Морской, 47. Музей временно закрыт, там идет ремонт двух верхних этажей набоковского дома — на него уже потрачено 82 млн бюджетных средств и собираются потратить еще примерно 47 млн.
Эти два этажа городом, в чей собственности находится федеральный памятник, отданы в оперативное управление музыкальной школе им. Бортнянского. Когда завершится ремонт — неизвестно. В парадном подъезде особняка висит объявление о том, что вход дальше первого этажа запрещен, так как это помещения школы. Кстати, в старинном здании, где собираются осуществлять учебный процесс, нет нормального пожарного выхода — черная лестница особняка узкая и неудобная.
Сегодня удалось узнать, что скоро между первым этажом и мраморной лестницей, будет возведена временная стена — как сказал представитель фирмы-субподрядчика ООО «ГОАР» — на время работ. Никаких сроков не назвал, представиться отказался.
В помещениях музея — тишина, часть экспозиции размонтирована, витрины укрыты пленкой. Бывший директор Татьяна Пономарева рассказывает, что в конце минувшего года уволились все сотрудники — а это были молодые люди с профильным образованием, знавшие один-два иностранных языка (ведь более половины посетителей музея в высокий сезон были иностранцами — прим. авт.), профессионально занимавшиеся творчеством Набокова.
Уволились из-за того, что зарплата вдруг упала вдвое, да и отношение к ним со стороны Управления экспозиций и коллекций СПбГУ было, мягко скажем, не очень.
«Я такого не видела, хотя живу долго на свете и где только не работала, даже на производстве, а нынешние молодые люди такое терпеть не будут», — говорит Татьяна Олеговна. Сейчас СПбГУ пригласил двух новых сотрудников, которые творчеством Набокова никогда не занимались. У музея нет ни экскурсоводов, ни смотрителей.
Подразделением СПбГУ музей, который создавался как частный, стал в начале 2008 года — тогда все радовались и сочли это за величайшее благо: ведь сначала музей пригрел именно филфак, что абсолютно понятно, кроме того, СПбГУ погасил долги негосударственного музея по аренде и коммуналке. Тогда же, как вспоминает Татьяна Пономарева, и был составлен акт о передаче немалой и ценной коллекции мемориальных предметов и книг от негосударственного учреждения «Петербургский музей В.В.Набокова» СПбГУ. Так что коллекция является имуществом университета.
Сегодня петербуржцы, среди которых руководитель Петербургского Союза писателей Валерий Попов, соредактор журнала «Звезда» Андрей Арьев, заслуженный артист России Леонид Мозговой, писатель Наталия Соколовская, скульптор Дмитрий Каминкер (автор знака Набокову, который должен быть в этом году установлен в Петербурге — прим. ред.) и другие подписали письмо ректору СПбГУ Николаю Кропачеву с просьбой передать музей городу.
В нем, в частности, говорится: «На сегодняшний день жизнь и деятельность любимого петербуржцами музея вызывает массу вопросов, эти вопросы связаны не столько с ремонтом музыкальной школы, сколько с отсутствием мероприятий, приуроченных к юбилею, и сокращением сотрудников музея, которых многие в городе знали и любили».
Также авторы пишут о том, что Литературный фонд Владимира Набокова, находящийся в США, обратился в Министерство культуры России с предложением передать именно музею большой архив писателя и его семьи — триста коробок, свыше пяти тысяч предметов. «Как нам кажется, такой акт культурного сотрудничества был бы особенно значимым в год 120-летия Набокова и мог бы стать событием федерального значения, — говорится в письме. — Однако фонд настаивает на том, чтобы эта коллекция была передана лишь музею федерального или городского подчинения».
Татьяна Пономарева говорит, что капитально дом Набокова не ремонтировался с 1901 года, как сейчас идет ремонт, насколько бережно относятся к предметам охраны те, кто его проводит — у нее сведений нет. Зато на Авито было объявление, что продаются за миллион рублей некие артефакты, найденные рабочими при вскрытии полов, зато сотрудники музея, когда не были еще уволены, видели, как выносили с верхних этажей части паркета.
Почему такое происходит — негласно, тихо? Почему юбилей признанного во всем мире писателя в его родном городе стал не событием, а скандалом?
Говорят, Смольный в курсе ситуации, думает, решает. Когда решит — скажет.
«Это уникальный дом, переживший всю современную историю города и страны, — говорит писатель Наталия Соколовская. — Почему город не может быть хозяином положения?».
Андрей Арьев, соредактор журнала «Звезда»:
-Этот дом, принадлежавший семье Набоковых, сохранился как ни один другой дом в Петербурге, именно здесь благодаря усилиям родных Набокова, его сына, людей, которым дорого творчество Набокова, было создано Набоковское общество, у истоков которого стояли такие известные люди как писатель Андрей Битов, литературовед Вадим Старк и другие. Здесь было создано мемориальное пространство, куда пошли бесценные пожертвования. Более крупного музея, посвященного Набокову, во всем мире нет. И та коллекция, которую хотят передать наследники, может быть передана только в этот дом.
Безусловно, без поддержки высоких структур мы музей не сохраним. Университет же, поддержавший музей в трудную для него минуту, взявший на баланс, погасивший долги, для его создания и экспозиции ничего не сделал. Этот дом должен стать не только музеем Набокова, но и музеем культуры русского зарубежья. Иначе мы погубим очередную культурную ценность и снова «прославимся» как вандалы и коррупционеры. Или здесь будет мировой центр изучения Набокова или здесь уже вообще ничего не будет.
Валерий Попов, руководитель Петербургского Союза писателей:
-Без дома Набокова наш город опустеет, думаю, что городское руководство это понимает. Престиж города зависит и от того, насколько мы чтим Набокова. Очень многие за рубежом начинают понимать и изучать Россию именно через Набокова.
Этот дом помнит не только писателя, но и его сына Дмитрия Владимировича, помнит Андрея Битова, в этом доме зарождался Петербургский пен-центр, этот дом должен остаться центром литературной жизни города.
Леонид Мозговой, заслуженный артист России:
— Я с ужасом смотрю, что творят в культурной столице со всемирным гением, я даже вообразить не мог, что такое происходит. Центр Петербурга невозможен без Набокова.