Истории

«Дороге жизни» исполнилось 70 лет

В музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка, посвященная ее очередной годовщине.

В  музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка «Дорога жизни – Дорога к Победе!», посвященная 70-й годовщине со дня начала работы «Дороги жизни».

Выставка состоит не только из экспонатов музея обороны и блокады Ленинграда, в ней также приняли участи ведущие музеи нашего города: Центральный военно-медицинский музей Министерства обороны РФ, Центральный музей железнодорожного транспорта, Центральный музей Октябрьской железной дороги, Центральный музей связи им. А.С. Попова и многие другие.

По словам директора музея  Анатолия Шишкина, выставка получилась серьезная и знаковая.

Традиционно выставки проводят 2-3 месяца, и, как правило, меняют к очередной дате – 17 января, Дню прорыва блокады Ленинграда.

Но в этом году выставку решили оставить до апреля следующего года, чтобы как можно больше людей смогли ее увидеть.

На открытие пригласили ветеранов, которые поделились с корреспондентом "МР" своими воспоминаниями.

Зинаида Петровна Щурова, ребенок блокады, родилась в 1933 году:

- Я помню, как подходила утром к маме и спрашивала: мама ты хочешь хлебушка или нет? И она отвечала: нет. Я съедала хлеб, а родители оставались голодными.

Из-за этого они очень скоро с отцом заболели цингой. Помню, что у нас был очень красивый кот. Он очень боялся бомбежки. Он прятался и мочился. Потом его не стало, потому что съели соседи.

Помню еще, что моя старшая сестра работала фельдшером в медпункте. Она делала хвойные экстракты, а потом кормила и поила ими солдат. Она нас  часто навещала. Может быть, благодаря этому, мы выжили.

В конце февраля 42 года отец и мать совсем слегли. Сестра тогда позаботилась о том, чтобы меня и сестер перевезли в деревню. А там нас уже спасли местные жители. Они стали нас кормить. Когда были сильные морозы, перестреляли всех ворон и галок. Их мы тоже ели. И таким образом мы выжили.

А в 45 году, когда закончилась война, сестра приехала за нами и забрала в родной Ленинград. Мы были очень рады.

Лидия Евгеньевна Алексеева , ребенок блокады, родилась в 1931 году:

- Мне было 11 лет, я помню, как бомба попала в наш дом. Это был конец октября. Мы находились дома. Бомба замедленного действия прошла через соседнюю квартиру, и застряла, должна была взорваться через 48 часов.

Нас всех быстро эвакуировали. Из вещей взяли, что успели. Мой дядя работал инженером на Кировском заводе. Он стал организовывать мужчин, чтобы обезвредить бомбу, но им не разрешили.

Бомба взорвалась через 48 часов. Наш дом был разрушен. Мы все спаслись, погиб только мой кот. Но сейчас это даже смешно. К сожалению, к 45 году от нашей большой семьи остались только мы с мамой.

Евгений Константинович Зимин, во время войны - сигнальщик МО-205 « Морской охотник»:

Когда по радио объявили о начале войны, я был рад, что смогу защищать Ленинград.

Маленьким я очень любил играть с друзьями в войну. Мы делали себе вручную оружие из дерева: автоматы, пулеметы, пистолеты. Устраивали палатки в лесу. У нас даже был свой штаб. Так что к войне я был готов с 10 лет.

А после войны меня забрали в Армию.

 

share
print