Советами делятся сами предприниматели.
Роман Аксенов год назад купил салон красоты на Васильевском. Такой подарок он сделал жене Наталье. Сам предпочитает заниматься автомобилями: продажей запчастей и ремонтом. Его бизнес идет гораздо лучше, поэтому свободные деньги вкладывают на развитие дела жены.
Салон красоты, где работают всего четыре человека, стоил 400 тысяч рублей, вложили еще 100 – на рекламу, на дисконтные карты постоянным клиентам, на развитие. «Предложение было хорошее по соотношению цена – качество. И по окупаемости, - говорит Роман. – Бывший владелец торопился с продажей, поэтому, можно сказать, нам повезло. Никаких проблем с бизнесом сейчас нет».
Пока салон приносит хозяевам небольшие деньги – от 30 тысяч в месяц, окупится он, по их расчетам, месяца через три. «Все зависит от того, что человек ожидает. Мы грандиозных планов по прибыли не строили. За такие деньги это просто невозможно, - Объясняет Роман. Были свободные средства – вложили их в готовый бизнес. По опыту знаю, что открывать с нуля бизнес сложнее. Здесь наработано все, отлажено, персонал остался».
По его словам, страха «купить кота в мешке» не было – бизнес перед покупкой проверили. По опыту он советует обращаться к посредникам: бизнес-брокерам или юристам, которые смогут помочь в сделке и проверить фирму.
Роман доволен: и салон работает, и жена при деле, а сложности по мелочам есть в любом бизнесе.
Дальнейшие планы он обрисовывает примерно так: «Года два будем работать, развивать бизнес. Может, купим еще что-то, а если жена в декрет уйдет – продадим с выгодой, потому что свое дело требует времени».
Почему продают бизнес
99, 9 процентов бизнеса рано или поздно продается, - называет данные статистики Дмитрий Цехместер, управляющий партнер "Deloshop". Причины разные: человеку надоедает заниматься одним и тем же, подходит возраст, когда хочется отдохнуть или переехать жить в другой город или страну, а кому-то срочно могут потребоваться деньги.
Плюсы покупки
Те, кто покупают небольшой бизнес, обычно хотят вложить в дело свободные деньги. Плюсы - они не тратят на создание компании ни времени, ни труда, ни нервов. С нуля строить в стократ труднее.
Кроме того, согласно статистике, из вновь созданных компаний меньше 5 процентов переходят рубеж в 3 года. Это один из показателей, почему стоит покупать готовый бизнес.
К тому же, начиная с нуля, может не получиться достигнуть тех результатов, которые есть в готовом бизнесе.
Спрос
Устойчивым спросом, по данным бизнес-брокеров, у средних покупателей пользуются автомойки, автостоянки, платежные терминалы, кафе и бары.
Цены
Главное, на что обращать внимание при покупке бизнеса - прибыльность и сроки окупаемости. Как сориентироваться в ценах?
Формула проста. Плюсуем прибыль за срок окупаемости. К примеру, если чистая прибыль в месяц 100 тысяч рублей, а срок окупаемости 2 года, то адекватная цена такого бизнеса будет в районе двух миллионов рублей:
- Прибыль первого года: 1, 2 миллиона (100 тысяч в месяц)
- Прибыль второго года всегда меньше (инфляция): 960 тысяч (80 тысяч в месяц).
- Итого: 2 миллиона 160 тысяч рублей.
"Бизнес за 100-300 тысяч рублей - это не бизнес, - считает Дмитрий Цехместер. - Плюс один: если деньги потеряешь, не жалко. Но принесет такое дело ерунду, а времени на него нужно много. Достойный доход можно получить с бизнеса с ценой от 100 тысяч долларов. Конечно, можно самому начать бизнес с 20 тысячей долларов, но у вас не будет ни на что времени и несколько лет придется работать на перспективу".
Окупаемость
Сроки окупаемости в сфере услуг - 1,5 - 2 года, в производстве - 4 года, в недвижимости - 5-6 лет.
Если продается фирма с окупаемостью год или меньше - стоит насторожиться. Такое вряд ли бывает на практике. Хотя на продажу может повлиять форс-мажор: переезд или срочно нужны деньги. Каждый случай - индивидуален.
Безопасность
По словам адвоката Руслана Конорева, при покупке важно оценить соотношение доходов к расходам, узнать, есть ли долги перед налоговой, арендодателем или поставщиками.
Услуга дью-дилидженс - проверка бизнеса - стоит недешево - 100-150 тысяч рублей. Зато компанию проверят в плане юридической чистоты и финансовых потоков.
Правда, на 100 процентов застраховаться все рано не получится: всегда могут всплыть вещи, которые не отражены в документации или долги, о которых не узнаешь.
Евгений Барулин, координатор проектов Бизнес-инкубатора «Ингрия» советует обратить внимание на несколько моментов при покупке готового бизнеска.
Во-первых, подумайте о причинах продажи компании, какова мотивация собственника выходить из успешного бизнеса?
Во-вторых, общайтесь не только с продавцом, но в первую очередь с его конкурентами, клиентами, сотрудниками, поставщиками, кредиторами. Чем больше информации у вас об объекте покупки, тем лучше.
В-третьих, проанализируйте, за счет чего приобретаемая компания успешна – местоположение, бренд, ключевые сотрудники, клиентские базы, партнерские отношения – и убедитесь в том, что эти факторы остаются у вас после совершения сделки. Что вы сможете привнести в деятельность компании для увеличения ее эффективности?
И конечно, привлекайте к оценке бизнеса и оформлению сделки независимых юристов и финансистов.
Еще несколько способов обезопасить себя при покупке бизнеса:
Свой человек. На месяц можно "посадить" своего человека в компанию, который увидит, как бизнес работает, проверит существующий денежный поток, прибыль.
Условие. Можно поставить условие владельцу не выходить из бизнеса какое-то время для своей безопасности. Часть оплаты удержать на период, пока вы работаете вместе. Когда у вас появится уверенность в чистоте бизнеса, расплатиться полностью и управлять бизнесом самостоятельно.
Нюансы. Узнать тонкости разных сфер бизнеса. Если автомойки - главное договор с Водоканалом, если шиномонтаж в гаражном кооперативе - изучите генплан, вас могут снести, для кафе и магазина важны договора с СЭС и пожарными.
Аренда. Договора аренды часто краткосрочные - меньше года, так как они не требуют регистрации в ГБР. Возможны проблемы с перезаключением. Привязка срока договора к срокам окупаемости - это тоже важно.
Поставщики. Магазины, торговые точки часто привязаны к поставщику - вам придется строить с ними отношения.
Супруги. Многие прогорают на том, что на продажу бизнеса нет согласия супруга. Такую сделку можно оспорить в суде. И вы как покупатель можете остаться в прямом смысле не у дел.
Франшиза
Бизнес под известным именем стоит недешево. По франшизе открыт Макдональдс, Пицца Хат, многие обувные магазины, сети кофеен.
За вознаграждение крупная корпорация помогает начать свое дело: набирает и обучает персонал, предлагает поставщиков продукции, готовит дизайн интерьера и формирует ассортимент заведения. За пользование брендом владелец заведения должен ежемесячно платить деньги в головной офис.
Сайты:
www.deloshop.ru
http://www.businessesforsale.ru
http://biztorg.ru
www.bizzona.ru
http://www.business-shop.ru