На сегодняшнем заседании комиссии по транспортному комплексу в Законодательном собрании замначальника петербургского метрополитена затруднилась сказать, сколько же все-таки будет стоить проезд в случае введения оплаты по зонам. О каких-то конкретных цифрах будет известно летом 2011 года.
Зачем это надо?
По словам заместителя начальника петербургского метрополитена по экономике и финансам Ирины Воробьевой, цель проекта введения оплаты проезда по зонам - якобы не увеличение стоимости проезда. Это можно сделать гораздо проще, да и разница между расходами и доходами все равно финансируется из бюджета города.
Однако конкретные цели сформулированы довольно неясно, или, по выражению депутата Игоря Риммера, "нечленораздельно".
Официально, основной смысл проекта звучит так: "Выделение отдельно первой зоны вызвано необходимостью через более высокий тариф произвести регулирование потока в наиболее напряженных пунктах переходов" (первая зона - это центр города). Кроме того, "система позволит управлять потоком пассажиров при помощи дифференциации тарифов".
Предлагаемая система оплаты учитывает дальность поездки и частоту поездок конкретным пассажиром. То есть, по сути, в метрополитене просто хотят, чтобы ездило поменьше граждан, особенно в центре. Про конкретную выгоду пассажира четко сказано не было. Про увеличение стоимости, впрочем, отмечено в том ключе, что, дескать, нужно привести в соответствие объем оказываемых услуг и плату за них.
"Средняя дальность проезда пассажира - около 13 километров. При тарифе в 22 рубля получается меньше двух рублей за километр. Сравните, например, с маршрутками", - заявила замначальника метро. Социальные скидки планируется сохранить пенсионерам, студентам и детям от 8 до 18 лет.
Кроме того, будут скидки "постоянного клиента" (это те, кто каждый день ездит на метро на работу) и "скидка праздничного и выходного дня".
Главное и старательно подчеркиваемое удобство - это "смарт-билет" или "электронный кошелек", который можно будет пополнять в любое время и на любую сумму, очередей в кассах должно стать меньше. Но во время перечисления преимуществ, Ирине Воробьевой неоднократно задавали резонный вопрос о конкретных цифрах.
"Если вот так просто прийти и сказать что все замечательно, то будет непонятно, нужна экономическая оценка. А где цифры? ," - спросила у представителя метро начальник отдела контроля естественных монополий и ЖКХ Управления антимонопольной службы по Петербургу Ольга Козлова. Ответа она не получила.
В дальнейшем Ирина Воробьева отметила, что конкретные тарифы будут разрабатываться в июне-июле 2011 года, внедрение - с 1 января 2012 года. Стоимость переоборудования - 250 миллионов сроком на два года, по рассчетам, это должно окупиться за 6-7 лет.
Наземный тоже?
Начальника информационно-аналитического отдела комитета по транспорту Максима Глазкова спросили про позоновую оплату других видов общественного транспорта. "Не нужно этого бояться", - отметил представитель комитета. То есть, это не исключено. Однако, по его словам, сначала необходимо посмотреть, как это будет работать в метро.