Истории

Разумные покупки

Финансовые трудности учат москвичей по-другому тратить деньги: барство перестает быть актуальным


Шопинг жив, но он другой. Покупательница примеряет обувь в магазине «H&M» в день его октрытия в торговом центре «Метрополис» на «Войковской». Магазин открылся на прошлой неделе и несмотря ни на какой кризис был до отказа забит покупателями. Причина — как раз в балансе цены и качества, считает Оксана Бугрименко, обозреватель журнала Forbes style. Люди не то чтобы отказываются от шопинга. Они просто разумнее подходят к тратам. Фото ИТАР-ТАСС

Россияне начинают тратить деньги, как европейцы — на смену традиционному барскому размаху придет бережливость, полагает Диляра Ибрагимова из Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

С наступлением кризиса люди осознали, что маникюр можно делать дома, а картошку покупать немытой.

Настроение. В социологической компании «Левада-центр» это явление называют снижением индекса потребительских настроений (ИПН). Причем если раньше это касалось малообеспеченных граждан, то теперь о кошельке задумались и люди с высокими доходами, отмечает социолог Наталья Бондаренко.

В этой группе за первые месяцы года ИПН снизился на 23 процента. Восемь лет мы делали покупки по принципу «мы за ценой не постоим», теперь же стали переходить на товары того же типа, но по более низкой цене, соглашается Диляра Ибрагимова.

Как мы покупаем?

73% россиян стали относиться к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса более экономно, чем три месяца назад. Источник: Nielsen.

30–40% на столько в начале 2009-го сократились закупки новых коллекций компаниями, торгующими предметами роскоши. Источник: Discovery Research Group.


Навсегда? Мы и до кризиса приближались к европейской модели трат, считает Ибрагимова, но кризис может ускорить этот процесс. Тем более люди не ждут, что экономические сложности быстро пройдут. Ухудшились не только оценки своего материального положения, но и ожидания.

В этом одно из основных отличий от ситуации 1998 года. Тогда уже в ноябре, спустя три месяца после дефолта, к гражданам вернулся оптимизм. Теперь же люди понимают, что кризис не достиг дна, а потому готовятся к долгосрочной экономии.

На чем экономят. Продукты питания — то, на чем потребители стали экономить в первую очередь. По данным исследовательской компании Nielsen, они делают выбор в пользу более дешевых тортов, пирожных, йогуртов.

Выручка салонов красоты упала на 20–45 процентов. 
В некоторых салонах, по словам Михаила Кузнецова из Академии индустрии красоты, средний чек «подешевел» на 30–50 процентов.


Что касается одежды, то здесь тоже ожидается смещение спроса в сторону массового сегмента. Но, по словам Екатерины Чирковой, ведущего специалиста Fashion Consulting Group, это больше коснется рынка мужской одежды, для которого характерен рациональный выбор.

Женщины тоже станут более разумно подходить к тратам, но это будет скорее выражаться в сокращении числа покупок. Причина в том, что  в Москве мало мест, где можно купить качественную вещь или услугу за ра-зумную цену, считает Оксана Бугрименко, обозреватель журнала Forbes style: «А потом, психология: если женщина ходила в спа-салон в Третьяковском, то в спа-салон «без имени» она не пойдет — даже не из-за пафоса, а из-за человеческой привычки».

Крупные покупки — бытовая техника, мебель, жилье — большинство людей пока предпочли отложить, добавляет Наталья Бондаренко.

share
print