Топливный кризис может спровоцировать новый взлет цен на авиабилеты и турпутевки.
Топливный кризис ударил сразу по нескольким направлениям.
Перевозчики в долгах, туроператоры в убытке, а пассажиры расплатятся за путевки и билеты втридорога или откажутся путешествовать по воздуху.
В нынешнем году от топливного кризиса пострадали 20 авиакомпаний.
В России самыми заметными стали скандалы с альянсом AirUnion и компанией Skyexpress, когда пассажиры часами не могли вылететь из аэропортов из-за долгов компаний за авиакеросин.
Позиция туроператоров
Перспективы туриндустрии, чтобы выйти из кризиса, – это объединение мелких туркомпаний и повышение цен на свои услуги.
«Мы сопротивлялись до последнего, – говорит Сергей Корнеев, председатель северо-западного отделения российского Союза туриндустрии, – но работать с минимальной прибылью никто не может».
Туроператоры считают, что спрос на туризм следующим летом упадет значительно. Дешевых туров, к которым люди привыкли, больше не будет. Цена путевки поднимется по-разному в зависимости от направления, но в среднем на 25 %.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) от 3 сентября, пассажиропоток в июле 2008 года сократился в два раза по сравнению с 2007 годом. И будет только снижаться.
Позиция авиакомпаний
Авиаперевозчики не выработали единой стратегии выхода из кризиса. «В итоге выживет сильнейший», – говорит Дмитрий Репин, пресс-секретарь авиакомпании «Россия».
Сейчас авиакомпании берут кредиты на топливо. Как сообщил Сергей Самошин, старший советник «Росавиации», в такой кризис, как у альянса AirUnion, пока не впал еще ни один перевозчик в стране, однако займы на топливо берут практически все.
«Если вы взяли кредит на машину, это же не значит, что вы в кризисе», – спокойно комментирует Самошин.
Еще одна мера – создание оперативного штаба по организации бесперебойных перевозок. Его руководитель Виталий Ванцев считает, что авиакомпаниям необходима поддержка государства. Но о том, будут ли в правительстве России поддерживать авиаперевозчиков, в «Росавиации» говорят с сомнением.
Если поддержки от государства не будет, у авиакомпаний останется только один способ компенсировать свои затраты на топливо – через кошельки пассажиров.
К чему готовиться
Уже сейчас авиакомпания «Россия» приняла решение сократить расходы топлива. Это сделают за счет покупки иностранных самолетов. С отечественных «Ту» и «Ил» пассажиров пересадят на Boeing и Aerbus, которые тратят в два раза меньше топлива, чем российские самолеты.
О повышении стоимости билетов авиаперевозчик пока не заявлял. Впрочем, как и остальные авиакомпании нашей страны. Однако надеяться на то, что этого не произойдет вообще, эксперты не советуют.
По прогнозам IATA, на начало 2009 года трудности у мировых перевозчиков будут продолжаться в том же духе. Как следствие, это негативно отразится на желании пассажиров путешествовать самолетами.
Советы юриста
![]() |
Игорь Трунов, адвокат, 2. Если вы приобрели билет другой авиакомпании, то имеете право требовать компенсацию расходов у перевозчика, который вас отказался везти. 3. При задержке рейса (по вине авиакомпании или из-за чрезвычайных обстоятельств) пассажир имеет право бесплатно пользоваться комнатами отдыха, матери и ребенка или местом в гостинице. 4. Авиакомпания должна за свой счет разместить пассажиров в гостинице, если рейс откладывается более чем на восемь часов. Пассажир вправе потребовать бесплатное питание. 5. Пассажир может подать в суд на авиакомпанию и требовать компенсации в течение шести месяцев с даты рейса. Его обращение перевозчик обязан рассмотреть в течение 30 дней. |