Новости

Москвичам нравится причислять себя к среднему классу

В России 42 процента населения относят себя к среднему классу, бедными называются 14 процентов, а нищими — 3 процента. Такие данные привел в октябре Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Самоидентификация Определять самих себя к той или иной социальной прослойке люди могут по трем критериям: материальное положение, уровень образования, социальная роль в обществе. Но если на Западе важны все три качества в целом, то для жителей России достаточно одного.

По словам Владимира Петухова из Института социологии Российской академии наук, если гражданин России получает зарплату меньше 3 тысяч рублей, но имеет высшее образование и работает, например, врачом, он никогда не запишет себя в «нищие». Зато российский бомж, выигравший в лотерею миллион, обязательно будет считать себя представителем среднего класса.

«Но если в Америке человек зарабатывает очень много собиранием бутылок, к среднему классу его [все равно] не относят, — говорит Марина Власова, директор маркетинговой компании «MarketUp». — Должен быть некий социальный статус и какой-то определенный образовательный уровень».

«У нас очень сильная социальная дифференциация не столько материальная, сколько возрастная, — говорит Владимир Петухов. — То есть, у нас молодежь и средние группы населения намного увереннее себя чувствуют, чем пожилые». По словам Петухова, уже в соседней Беларуси картина обратная. Там пожилые люди ощущают себя более защищенными, чем молодежь.

Ярлыки Один из самых главных критериев оценки для россиян — это уровень дохода. Чем крупнее город, где проживают опрошенные, тем более высокий доход они называют «достойным».

«Но [вообще] для обычного человека понятие «среднего класса» размыто, — говорит Марина Власова. — Об этом рассуждают профессионалы: экономисты, социологи. А простые люди не склонны к ярлыкам».

Московский средний класс — это:
  • Ежемесячный доход в 2000 долларов на члена семьи
  • Собственная квартира (не важно, где, и не важно, какая)
  • Дорогая иномарка или два автомобиля
  • Загородный дом
Источник: исследование маркетинговой группы Market Up
share
print