Театр странствующих кукол, которые зародился и вырос в Петродворце, больше известен в Европе, чем на родине, но 24 марта выступит в Студгородке
Представьте, что вы спешите по делам, обуреваемые отнюдь не сказочными мыслями, и вдруг видите, что навстречу вам движется повозка, которую тащат белые ангелы, а в повозке восседает белая дама. Плавными движениями рук она разбрасывает серпантин, машет шелковой лентой. А когда видение исчезает, в воздухе долго кружат белые перышки.
Наверное, вы станете щипать себя, проверяя, что не спите. А вот жители европейских городков, куда наведываются актеры петергофского театра «Странствующие куклы господина Пэжо», привыкли к таким снам наяву. В отличие от России, у европейцев развита культура уличных театров, и там постоянно проводятся их фестивали.
Наш выросший в Петергофе театр признан мировым театральным сообществом, его знают и ценят. Удивительно, но в родном Петергофе о театре никто ничего не знает.
Все лето «Странствующие куклы» кочуют по Европе, переезжая из города в город, с фестиваля на карнавал. Небольшой коллектив, в котором вместе с водителем восемь человек, странствует на своем автобусе. Ночует там, где настигнет ночь: сегодня это может быть пятизвездный отель, а завтра – шатер из собственного реквизита, раскинутый в чистом поле. Чтобы позволить себе такую жизнь, приходится очень много работать.
Тони Блэр был зачарован
В 2003 году, в дни саммита, актеров пригласили развлекать высоких гостей у фонтана «Большой каскад». Это был чуть ли не единственный случай, когда театр выступал в родном городе. После представления английский премьер Тони Блэр произнес: «Невероятно!» – и поцеловал руку актрисе Тамаре Карповой. Тамаре к такому обхождению не привыкать – она часто очаровывает зрителей, они узнают ее на улицах, даже когда она без маски.
«Мы бережем свою Томочку, как зеницу ока, – говорит Алена Кузьмина, директор театра, – она всем нравится, ее французы уговаривали у них остаться». Но Тамара не осталась.
Театр родился в Петергофе
«Странствующие куклы» точно не знают, когда они родились, но предполагают, что им сейчас лет десять. Зато местом рождения считают Петродворец. Когда-то кто-то из них устроился работать сторожем на Сергиевской даче. Там стали собираться друзья, образовалась творческая тусовка. «Она, как воронка, затянула людей», – вспоминает Алена Кузьмина.
Попавший в эту «воронку» молодой кузнец Ярослав из Петергофа «перековался» в актеры. Однажды коллектив пригласили поучаствовать в Международном Царскосельском карнавале. Для этого понадобился директор, на роль которого позвали Алену Кузьмину. «Я думала – на один раз, но оказалось – навсегда», – говорит Алена.
Название театру придумалось после знакомства с французским комедиантом господином Пэжо. Его в театре считают своим идейным вдохновителем. Господин Пэжо посоветовал театру делать свои спектакли, и к нему прислушались. Придумывает спектакли худрук театра Анна Шишкина. Она же разрабатывает костюмы и маски.
Первое апреля «Странствующие куклы господина Пэжо» проведут на карнавале дураков в норвежском городке Стокке. Там соберутся лучшие уличные театры из разных стран Европы. Россию, как всегда, будет представлять один театр. Труппа везет на фестиваль спектакль «Мутабор».
Не стоит искать смысл этого слова – это волшебное заклинание, взятое из сказок Гофмана. О чем этот спектакль, рассказать невозможно, но его можно посмотреть. 24 марта в «Шайбе» Студгородка состоится прогон этого спектакля, его генеральная репетиция. Вход свободный, начало в 16 часов.