Пациенты пожаловались 269 раз на взятки, но ни один врач не понес наказание
Решившись в середине января на операцию, Сергей Желобов (фамилия изменена) столкнулся с врачебным вымогательством. За восстановление носовой перегородки врач просил 10 тысяч рублей.
«Мне сказали, что если я не заплачу, то буду ждать операции в порядке общей очереди – около года», – говорит он. Плюс к тому, что Сергей «отстегнул» врачу, несколько тысяч пошли старшей медсестре за хорошую палату. В кассу он заплатил 4500 рублей – именно столько операция стоила официально.
Ольгу Зенькову увезли в больницу на «скорой» из боулинга – она упала и раздробила коленную чашечку. В больнице ей оказали первую помощь бесплатно, за операцию потребовали 15 тысяч, заметив, что если ее не сделать в срочном порядке, девушке грозит инвалидность. Ольга сразу согласилась на эти условия.
Ситуация, с которой сталкиваются пациенты, типична. В большинстве случаев люди даже считают это нормой. Им не до споров с врачом, лишь бы качественно сделал операцию, не жалел хороших лекарств, консультировал в реабилитационный период.
Однако власть обеспокоилась проблемой и предприняла шаги – открыла в ноябре прошлого «горячую линию» при городском комитете по здравоохранению. Позвонив по номеру 635-55-77, человек может сообщить о факте врачебных вымогательств. По словам Евгении Семеновой, пресс-секретаря комитета, на «горячую линию» со дня ее открытия поступило 269 обращений.
«В 32 случаях мы решили, что надо разбираться. Вызывали врачей для разбора полетов, смотрели им в глаза», – говорит она. Однако доказать взятку постфактум невозможно. В итоге за три месяца не было уличено ни одного взяточника. Деньги за операцию ни одному пациенту не вернули. «Горячая линия» оказалась бесполезной.
Чиновники комитета винят во всем людей, которые не сообщают о вымогательстве заранее. Пациентам есть, что им на это ответить. «Я никогда не пошла бы жаловаться на доктора до операции, – говорит Ольга Зенькова. – А когда операция срочная – это просто невозможно».
По словам Александра Балло, руководителя исследовательского центра «Независимая медико-юридическая экспертиза», изменить ситуацию могли бы совместные акции комитета по здравоохранению с милицией. «Факт взяточничества может доказать только отдел по борьбе с экономическими преступлениями, – говорит он. – Деньги пометят, и нечестный врач попадется во время их передачи».
Игорь Васильев, начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями Приморского района, советует людям, которые твердо решили не платить дополнительные деньги за операцию, обращаться с заявлением сразу в ОБЭП. «Лучше по месту нахождения клиники, – говорит он. – Только к нам никто не идет. Я не помню ни одного случая, когда бы люди приходили жаловаться на врачей». Деньги пометят и зафиксируют факт их передачи. Правда, в этом случае придется искать другого врача, и нет никакой гарантии, что он и последующие не будут вымогать деньги.
Рейтинг самых «жадных» больниц (составлен по данным «горячей линии» комитета по здравоохранению) |