Истории

Золотой Кронштадт: как из города сделают остров мечты

Скоростной трамвай по воде от Лахта-центра до Кронштадта, второй съезд с КАД, три новые магистрали и расширение Кронштадтского шоссе, умная поликлиника, подземная сортировка мусора от финской компании и, конечно, парк «Патриот» вместе с военно-морским салоном. Планы Смольного по развитию Кронштадта больше похоже на сказку. Но никто не может сказать, когда задуманное станет реальностью и сколько на проект потратят денег. MR7.ru узнал, как город хочет изменить депрессивный район.

Смольный не первый год говорит о развитии Кронштадта. Но на этот раз чиновники обещают — все серьезно: строить новую жизнь в городе будут за деньги федерального и городского бюджетов и инвесторов. За план развития Кронштадта отвечает проектный офис Управления стратегическим развитием Кронштадтского района. Его руководитель — спецпредставитель губернатора по экономическим вопросам и бывший глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов не скрывает, что на изменение Кронштадта уйдет немало денег. По его мнению, потраченные средства окупятся благодаря туристам и инвесторам.

Пришли решать самые большие проблемы

«Самые большие проблемы с точки зрения показателей у нас в Кронштадте».

«Поверьте мне, как специалисту, самые большие проблемы с точки зрения показателей у нас в Кронштадте. Я обращаю внимание на показатели средней заработной платы, обеспечению жилой площадью. Простые показатели. Там показатели смертности выше. Это факт», — рассказал Анатолий Котов корреспонденту MR7.ru.

RI2_3182.jpg

Фото: Игорь Руссак

Низкие социальные показатели Кронштадта стали одной из причин того, почему власти затеяли этот масштабный проект. По словам Анатолия Котова, Кронштадт находится на последнем месте по большинству социально-экономических показателей в Санкт-Петербурге.

По данным Петростата, в первую половину 2018 года у жителей острова оказалась самая маленькая зарплата в сравнении с другими районами Петербурга. Если средняя зарплата среди жителей Петербурга составляет 69,4 тысяч рублей, то в Кронштадтском районе среднемесячная зарплата на одного человека 52 тысячи рублей. Показатель Кронштадта оказался последним в рейтинге среди районов Петербурга.

Котов уверен, что работа проектного офиса поможет городу избавиться от ярлыка худшего района.

«Мы из Кронштадта пытаемся сделать жемчужину. Мы должны сделать там очень лакомый и привлекательный кусочек [Петербурга]", — считает Котов.

Кронштадт пополнится военными

По мнению Котова, на лучшую жизнь кронштадтцы смогут рассчитывать по итогам притока туристов и перевода военных. Власти Петербурга в 2017 году решили перенести на остров из Ленэкспо Военно-морской салон (ВМС) — международную выставку в области кораблестроения, судостроения и морских вооружений. Но идею отложили из-за споров о точном месте проведения выставки.

640x480_OHZwbKVENsD79DlNZl03.jpg

Фото: Сергей Николаев/архив MR7.ru

По словам Котова, Военно-морской салон все равно перенесут в Кронштадт. Организаторы вновь обсуждают новое место для выставки, но в 2019 году ВМС пройдет на Васильевском острове.

Еще одна причина, почему город задумался решить проблемы Кронштадта, — перевод на остров нескольких военно-учебных и военно-научных учреждений морфлота.

По оценкам Анатолия Котова, в Кронштадте будут учиться и работать около 10 тысяч военных моряков.

Ни Анатолий Котов, ни пресс-секретарь администрации Кронштадтского района Андрей Краснобаев, ни в пресс-службе Западного военного округа не смогли назвать эти ВУЗы, предложив обратиться в Министерство обороны. Редакция MR7.ru направила запрос в Минобороны. На момент публикации ответ из ведомства не получен.

Кроме Военно-морского салона и перевода учебных заведений в Кронштадте открывают военно-патриотический парк Вооруженных сил РФ «Патриот». С 2015 года парк «Патриот» работает в Московской области.

RI2_3248.jpg

Парк "Патриот" в Кронштадте, апрель 2019 года

Глава правительства Дмитрий Медведев потребовал открыть подобные парки в Свердловской, Мурманской областях, Приморском крае и других регионах.

Кронштадтский военный парк сейчас работает частично. В пресс-службе Западного военного округа рассказали корреспонденту MR7.ru, реконструкция объектов парка будет идти до конца 2019 года.

Неизвестно, откроют ли «Патриот» полностью в 2020 году. В ЗВО не скрывают, что одна из проблем затяжного ремонта — долгое согласование работ по объектам ЮНЕСКО.

Руководитель ФГАУ «ВППКИО «Патриот» ЗВО Андрей Кононов также не стал говорить о точных сроках, когда парк будет полностью готов. В комментарии корреспонденту MR7.ru Кононов сообщил, что территорию будущего парка пока не приняли.

«Мы ждем приказа Министерства обороны, департамента имущественных отношений о передаче территории. Идет анализ того, что мы будем принимать и что мы будем делать. Та концепция, которая была составлена раньше по развитию парка «Патриот», будет меняться», — рассказал Кононов.

  • patriot  1

    Парк "Патриот" в Кронштадте, апрель 2019 г.

    Источник: Игорь Руссак

  • patriot  2

    Парк "Патриот" в Кронштадте, апрель 2019 г.

    Источник: Игорь Руссак

  • patriot  3

    Парк "Патриот" в Кронштадте, апрель 2019 г.

    Источник: Игорь Руссак

  • patriot  4

    Парк "Патриот" в Кронштадте, апрель 2019 г.

    Источник: Игорь Руссак

  • patriot  5

    Парк "Патриот" в Кронштадте, апрель 2019 г.

    Источник: Игорь Руссак

  • patriot  6

    Парк "Патриот" в Кронштадте, апрель 2019 г.

    Источник: Игорь Руссак

  • patriot  7

    Парк "Патриот" в Кронштадте, апрель 2019 г.

    Источник: Игорь Руссак

Андрей Кононов сказал, что руководство «Патриота» тесно работает с проектным офисом по развитию Кронштадтского района. У коллег пока нет точных сроков по окончанию работы над проектом развития Кронштадта. Впрочем руководитель проектного офиса Анатолий Котов сообщил, что у «Патриота» пока тоже нет дат, когда парк заработает в полную силу.

«Денег не всегда хватает»

Власти надеются сделать из Кронштадта туристический центр. По словам руководителя проектного офиса по развитию Кронштадта Анатолия Котова, комитет по развитию туризма готов потратить 8 млн рублей из городского бюджета на оценку туристического потенциала Кронштадтского района. Конкурс должны объявить в ближайшее время.

Анатолий Котов видит как минимум три направления туризма в Кронштадте: экскурсии по памятникам, посещение фортов и православные круизы.

У проектного офиса есть примерный план круизов, которые власти хотели бы предложить петербуржцам и гостям города. Один из них «Православные святыни Северо-Запада»: «От Морского собора на кораблике в Петербург, потом в крепость Шлиссельбург, Иоановскую церковь, а там либо Валаам, либо Великий Новгород».

Кроме водных экскурсий в Кронштадте хотят пускать туристов на форты, часть которых относится к парку «Патриот». Но форты, по словам Котова, нужно ремонтировать, а сейчас они находятся в «неопределенном состоянии».

«Это проблема государства. Там не без проблем. Мы должны провести большую работу по восстановлению фортов. Именно на это денег не всегда хватает», — сообщил Анатолий Котов, уточнив, что часть средств на восстановление фортов попросят у Москвы.

Восстановить за деньги федерального бюджета хотят форты «Кроншлот», «Александр I», «Петр I», Южную стенку и Петровский док.

Кронштадту хотят подарить скоростной трамвай?

Улучшить транспортную доступность Кронштадта власти хотят уже не первый год. Смольный в 2016 году показал план с новой развязкой КАД и тремя новыми дорогами на острове. Пока жители Петербурга и туристы добираются до Кронштадта только по Кольцевой автодороге. Единственная на острове развязка КАД ведет на Кронштадтское шоссе, которое с 2020 года будут расширять на деньги города.

RI2_3176.jpg

Фото: Игорь Руссак
Кронштадтское шоссе

Власти вновь обещают за счет петербургского бюджета продолжить строительство Цитадельского шоссе и сделать дорогу к экспонатам парка «Патриот» на западе острова.

По плану в восточной части Кронштадта должна появиться Северная дорога, которая будет вести к военным городкам. Власти ждут, что деньги на строительство трассы дадут из федерального бюджета.

маовт.png

Фото: gov.spb.ru
Проект транспортного развития Кронштадта от 2016 года.

Существующие планы хотят дополнить, пожалуй, фантастической идеей — построить скоростной трамвай или электричку. Железнодорожные пути предложили проложить по акватории Финского залива от «Лахта центра» с остановками на фортах.

По словам Анатолия Котова, построить железную дорогу смогут, если ее оплатят из федерального бюджета. Котов отметил, что проект только обсуждается. Пока рано утверждать, что скоростной трамвай появится от «Лахта центра» до Кронштадта.

Умный Кронштадт

На территории 18-го квартала в Кронштадте создадут пример «умного города». Одна из финских компаний хочет сделать подземную вакуумную систему по раздельному сбору мусора, — рассказал Анатолий Котов.

В 2022 году в Кронштадте построят «умную поликлинику». Конкурс на строительство здания новой больницы должны вот-вот объявить. По словам Котова, поликлиника будет работать по финским технологиям, которые позволят кронштадтцам забыть об очередях.

В Кронштадте обещают сделать современный арт-центр. Котов рассказал, что ранее были договоренности с Эрмитажем о создании экспозиции. Но здание, где планировалась выставка, забрали себе военные.

Районная администрация в 2019 году планирует открыть парк в корейском стиле «Ичхон» недалеко от КАД. Чиновники готовы заплатить около 80 млн рублей на создание парка.

RI2_3199.jpg

Фото: Игорь Руссак
Парк "Ичхон"

Ни сроков, ни денег

Анатолий Котов в разговоре с MR7.ru не раз отмечал, что не знает, сколько денег может уйти на проект развития Кронштадта. По словам Котова, задача проектного офиса - создать проект для жизни в городе.  В Смольном в 2016 году говорили, что на это уйдет более 2 мдрд 787 млн рублей из городского бюджета, но сейчас сумму не называют. Город ждет инвесторов, которые займутся проектами.

«В чем проблема инвесторов? У них есть деньги. У нас денег в стране просто немерено. Просто бизнесу некуда их вложить. Бизнесу нужны проекты. Он [инвестор] видит проект и, если он видит там окупаемость, он придет. <…> Если у нас не хватает денег, надо с ним [бизнесом] договариваться. Другого варианта нет. Деньги либо в бюджете, либо у бизнеса», — считает Котов.

Кроме того, городские власти хотят попросить часть средств из федерального бюджета.

Сколько времени потратят на полное изменение Кронштадта, тоже неизвестно. По словам Котова, власти пока определяют «объем функций», чтобы на примере города на острове показать «новую технологию управления».

share
print