Истории

Художники виртуозно воссоздали утраченную церковную живопись

В Церковном павильоне Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме воссоздали утраченную живопись. Документальных материалов на руках мастеров было мало, поэтому им пришлось импровизировать.

Сейчас даже трудно поверить, что просторное воздушное пространство Ораниенбаумской придворной церкви Большого Меншиковского дворца — храма Святого великомученика и целителя Пантелеймона, освященного в сентябре 1727 года — было разделено на три этажа. Здесь с 1939 года находились мастерские Гидрографического отдела Балтийского флота. Это произошло несмотря на протесты и музейных сотрудников, и органов охраны памятников, невзирая на то, что еще в 1921 году, когда храм закрыли, ему выдали охранную грамоту и признали памятником, а в 1934 году этот статус подтвердили.

Деревянную часть уникального иконостаса в 1939-м разобрали за два дня и отвезли в Петергоф. Там дерево иконостаса пролежало до войны в подвале Монплезира, а в оккупации его побросали в печки солдаты вермахта — грелись. Стенная живопись храма погибла там же, в оккупированном Петергофе. Сохранились лишь две приставные иконы иконостаса — Богоматерь и Спаситель. Сейчас они хранятся в Эрмитаже.

IMG_20190410_120114.jpg

Реставрировать храм начали в 2009 году и вот теперь завершен последний этап воссоздания живописи. «Этот храм — очень непростой объект с точки зрения реставрации. Мы обнаружили здесь отделку времен, когда интерьером храма занимался Антонио Ринальди, приняли решение законсервировать и сохранить эти фрагменты, что полностью соответствует Венецианской хартии реставрации, — рассказывает главный архитектор ГМЗ „Петергоф“ Сергей Павлов. — Конечно, у нас за плечами опыт ленинградской школы реставрации, который ориентирован на полное воссоздание — это послевоенная традиция, но здесь мы пошли другим путем».

Воссоздание живописного убранства иконостаса и 39 стенных картин было сложнейшей задачей. Было явно недостаточно документального материала — в распоряжении рабочих были лишь черно-белые фото и краткие описания.

«Это уникальный проект — не реставрация и не воссоздание в прямом смысле — а виртуозная импровизация», — так характеризует созданное в 2015—2018 годах художниками Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академии художеств) заведующий кафедрой реставрации Академии Юрий Бобров.

IMG_20190410_113311.jpg

Выяснилось также, что оригинальные композиции четвертого и пятого из семи ярусов икон имели конкретный иконографический прототип — гравированные изображения из лицевых Библий Западной Европы.

В сентябре 2018 года в помещениях бывшей дворцовой церкви открылась музейная экспозиция, рассказывающая об истории храма и его прихода. Сюда надо непременно приехать, чтобы увидеть и главное украшение интерьера — золоченый и серебряный иконостас, который создавался в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.

share
print