Культура

Сто лет БДТ: театры должны существовать без компромисса

15 февраля 2019 17:56 Галина Артеменко
версия для печати
В 1919 году группа театра сыграла в Петроградской консерватории спектакль «Дон Карлоса» Фридриха Шиллера. По словам художественного руководителя БДТ Андрея Могучего, торжества, посвященные вековому юбилею, пройдут 3 и 4 марта 2019 года.
Сто лет БДТ: театры должны существовать без компромисса Фото: instagram: @polinatolstun

Сегодня, 15 февраля, Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова отмечает 100-летний юбилей. Именно в этот день в Петроградской консерватории в 1919 году труппа театра сыграла «Дон Карлоса» Фридриха Шиллера, но сами торжества, посвященные веку театра, пройдут 3 и 4 марта. Об этом рассказал художественный руководитель БДТ Андрей Могучий.

В первый вечер в 20:00 начнется праздничное шоу — Могучий произнес именно это слово — шоу, поставленное петербургским режиссером Виктором Крамером, призванное рассказать об этапах жизни БДТ.

На следующий день состоится спектакль Теодора Курентзиса, а также в самом театре развернется проект Андрея Могучего, архитектора Андрея Воронова (объединение «АрхАтака») и художника-сценографа Александра Шишкина-Хокусая.

Как сказал Шишкин, проект будет «сложносочиненным и провокационным, нацеленным на поиск скрытых ресурсов внутри театра». Из видеопрезентации можно понять, что же это будет довольно сложно.

Могучий объяснял, что прямо внутри театра появится фанерный и деревянный еще один театр — с гардеробом, буфетом, сценой и репертуаром. Этакая, если вспомнить кэрроловскую Алису, «кроличья нора», невероятное пространство. В общем, пока не увидим — не поймем, что это будет.

Еще один праздничный проект будет создаваться на второй сцене БДТ — в легендарном деревянном Каменноостровском театре, его придумала художник-сценограф Вера Мартынов, та самая, что придумала пространство для выставки «Хранить вечно», состоявшейся в Манеже и посвященной столетию пригородных музеев.

Вера и в Каменноостровском театре придумала нечто необычное — проект To Stage, который будет длинным — с марта по июль. Вера сама назвала его «тотальным экспериментом», для его осуществления соберутся 16 команд молодых творческих людей — перформансистов, видеоартистов, скульпторов, поэтов, в общем, разных художников.

Длиться каждая из четырех программ будет по несколько часов. Первая состоится 16 марта. За эти четыре месяца будет погружение в базовый уровень романтики, сенсорную депривацию, водную линию и знакомство с клубом проклятых. Что это — пока рассказать не могу, Вера лишь перечислила темы.

Известно лишь, что будут еще звучать песни на стихи русских поэтов — Мандельштама, Блока, Кузмина, Цветаевой, Пастернака и других, а также в одной из программ мы услышим — если попадем туда — невероятно грустные советские песни о любви.

Чтобы проникнуться духом пустынного в один из периодов своей жизни Каменноостровского театра, когда из старого здания выехал телевизионный театр и в неотапливаемых помещениях разместилась школа спортивного танца.

Андрей Могучий рассказал, что в юбилейный год в БДТ состоятся три премьеры для трех великих звезд — Алисы Фрейндлих, Светланы Крючковой и Олега Басилашвили. Первая премьера — спектакль «Волнение» в постановке Ивана Вырыпаева и с Алисой Фрейндлих в главной роли состоится 15 апреля.

Эту пьесу Иван Вырыпаев написал специально для Алисы Бруновны. В спектакле Романа Мархолиа «Жизнь впереди» по роману Эмиля Ажара выйдет на сцену в главной роли Светлана Крючкова. Олег Басилашвили сыграет главную роль в пьесе Мартина МакДонаха «Палачи» в постановке Николая Пинигина.

«БДТ никогда не откажется от традиции хорошего визуального ряда», — говорит знаменитый Эдуард Кочергин, главный художник БДТ и незаурядный писатель. Эдуард Степанович может бесконечно рассказывать о выдающихся художниках, работавших в театре.

К столетию БДТ увидело свет коллекционное издание эскизов художников, работавших в театре. Андрей Могучий напомнил, что председателем Директории Большого драматического театра, по существу — первым художественным руководителем БДТ был Александр Блок.

И в театре появится скульптурное изображение автора «Возмездия», «Скифов» и «Двенадцати», его БДТ создаст вместе с Эрмитажем, Александринским театром и усадьбой Блока в Шахматове примет участие в Блоковских днях с 20 апреля по 15 мая — выйдет книга Сергея Радлова о первом десятилетии жизни театра «БДТ в 20-е. Игра. Судьбы. Контекст».

Андрей Могучий, говоря о роли Блока в первые годы работы БДТ, напомнил блоковское «Письмо о театре». Блок писал: «В наше время опять поднимается вопрос о существовании театров, содержимых за счет государства. Я полагаю, что государственные театры должны существовать, так как пока, к сожалению, никто, кроме государства, не может дать самостоятельности и независимости художественному учреждению. Могут ли существовать такие театры без компромисса? — Они должны существовать без компромисса, и само государство в этом нуждается».

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Одноклассники




Ранее по теме




Лента новостей

Проверь себя

Пенсионный возраст: повышать или нет?

Проголосовало: 2761

Все опросы…