Город

На ёлку влезть и из бюджета съесть: кто и как украшал Петербург к Новому году?

Новогоднее оформление Петербурга обошлось городскому бюджету более чем в 500 млн рублей, а всего новогодние спектакли и утренники вместе с подарками для детей, искусственными елками и иллюминациями стоили городу более 700 миллионов рублей.

Сотни миллионов рублей Петербург тратит на украшение улиц города, новогодние подарки и мероприятия. Только из бюджета 2018 года город заключил более 300 контрактов на главный праздник всех россиян. Управление ФАС по Петербургу несколько раз обращало внимание на конкурсы по новогоднему оформлению. Восемь конкурсов Антимонопольная служба аннулировала из-за жалоб участников рынка. На украшение города в 2018 году жаловались и сами петербуржцы: кто-то посчитал, что улицы украсили недостаточно красиво, другие находили неисправные украшения на улице. MR7 узнал, сколько власти Петербурга на самом деле потратили на Новый год, а также кто и как украшал город к празднику.

Потеряли 187 миллионов

В Смольном не смогли назвать точную сумму, которую город тратит из бюджета на мероприятия, украшения и праздники к Новому году. В комитете финансов MR7.ru рассказали, что большое количество строк бюджета и отсутствие единого кода расходов не дают чиновникам возможность подсчитать точную сумму на главный праздник в году.

Возможно, что подсчитать расходы не могут и в профильных комитетах. В конце ноября 2018 года в отвечающем за оформление города комитете по печати сказали, что новогодние украшения стоили Петербургу 315 млн рублей.

Сложив суммы всех заключенных госконтрактов, оказалось, что из бюджета Петербурга в 2018 году потратили более 500 миллионов рублей на оформление к Новому году. Для сравнения, на строительство одного детского сада на 200 мест на Ленинском проспекте Комитет по строительству Петербурга за три года потратил 280 млн рублей.

На эти деньги чиновники и государственные организации покупали новые украшения и отдавали в ремонт старые. В нее же вошел монтаж, демонтаж, обслуживание и хранение новогодних украшений.

У поставщиков не хватает времени?

Сроки на оформление оказались в числе проблем, с которыми сталкиваются исполнители контрактов. Руководитель компании «РуссЛайн», которая занимается украшением петербургских улиц, Кирилл Попов рассказал корреспонденту MR7.ru, что позднее проведение торгов не дает предпринимателям в нужное время полностью украсить улицы и фасады домов.

Некоторые контракты, по словам Попова, разыгрывают за пять дней до окончания монтажных работ. Но кроме монтажа елок и гирлянд, бизнесменам за этот небольшой срок нужно забрать украшения у заказчика, найти и устранить недостатки.

Посетовал бизнесмен и на состояние новогодних украшений, которые предприниматели получают от города. По его словам, некоторые украшения компании получают в «ужаснейшем виде».

В госконтрактах есть отдельные строки за ремонт старых украшений перед установкой и обслуживанием иллюминаций. Но на улицах иногда попадались корреспонденту MR7.ru и украшения прошлых лет с нерабочими элементами.

Заместитель директора Городского центра рекламы и праздничного оформления (ГЦРПО), который отвечает за централизованное украшение улиц, Николай Попченков в телефонном разговоре с корреспондентом MR7.ru уверял, что специалисты предприятия ежедневно осматривают новогодние украшения и сообщают о поломках исполнителям контрактов.

Руководитель ГЦРПО Андрей Чистяков в ответе на запрос MR7.ru заявил, что в практике работы Городского центра никогда исполнители контрактов не устанавливали частично неисправные украшения.

В некоторых случаях иллюминации или были с небольшими дефектами, или не работали. К примеру, в конце декабря 2018 года большая часть гирлянд на Шпалерной улице не работала. Как долго украшения на деревьях были отключены, неизвестно.

Чиновники не услышали жалоб?

В минувшем году СМИ не раз обращали внимание на реакцию горожан на качество оформления города. Некоторые посчитали, что Петербург украсили скучно. Припомнили чиновникам и обещания установить в центре новые украшения. Говорили и о качестве установки иллюминаций. К примеру, на Московской площади новые снежинки оказались с оголенными проводами. Претензии высказал даже временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов, назвав оформление Невского района «скучноватым».

Возможно, сотрудники муниципальных и районных администраций не примут всерьез жалоб обычных горожан, потому что не замечали скудного оформления. Практически в каждом контракте говорилось об оформлении фасада здания администрации или прилегающей к ней территорий, то есть за бюджетные деньги чиновники с удовольствием украшали свое место работы.

Кто украшал Петербург?

Больше всего конкурсов в этом году выиграла компания «Омега», бенефициар которой — экс-глава Красногвардейского района Петербурга Георгий Абелев — старый комсомольский друг и соратник спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. «Омега» в этом году заключила 16 контрактов. Компания занималась оформлением Михайловского замка, Дома книги на Невском проспекте и Московского проспекта к Новому году.

Участники рынка ранее обвиняли Абелева в том, что тендеры бывший чиновник получает благодаря своим связям «наверху». Но сам Георгий Абелев считает эти обвинения голословными. По его мнению, контракты он получает благодаря опыту ведения торгов.

Неконкурентные конкуренты?

Конкурентами «Омеги» по рынку стали компании «Яркий город» и «Светодизайн», заключившие контракты на 153 миллиона рублей. На торгах «Светодизайн» и «Яркий город» иногда заключали контракты с Городским центром, не снижая цену ни на процент.

По данным СПАРК, учредитель «Светодизайна» — Саитбаев Акрамжан Мухаммеджанович. В Мурманской области Акрамжан Саитбаев — член партии «Единая Россия», он ведет в регионе партийный проект по реставрации памятников «Историческая память».

Руководит «Светодизайном» Литвинова Дальноза Мухаммеджановна. Её однофамилец — Евгений Литвинов — директор в компании «Яркий город». Кроме одинаковых фамилий руководителей, между фирмами есть связь по номерам телефонов, которые бизнесмены указывают в контрактах с ГЦРПО.

Одинаковые номера телефонов компаний указаны в контрактах, которые Городской центр заключал с «Ярким городом», «Светодизайном», предпринимателем Алексеем Соболевым и компанией «Альянстрой». Учредитель последней — Евгений Литвинов.

В контактах на сайте «Светодизайна» указаны два одинаковых номера телефона, совпадающих с контактными данными «Яркого города», «Альянстроем» и ИП Алексея Соболева.

По номеру телефона, указанному в контрактах «Яркого города», можно попасть в «Светодизайн». Корреспондент MR7.ru не смог напрямую поговорить с бизнесменами. Но сотрудник «Светодизайна» подтвердил, что по указанному номеру можно связаться и с учредителем «Светодизайна» Дальнозой Литвиновой, и с учредителем «Яркого города» Евгением Литвиновым. На вопрос, являются ли предприниматели супругами, в «Светодизайне» ответили: «Да». Других сведений, указывающих на родство между Евгением и Дальнозой Литвиновыми, редакция MR7.ru не располагает.

Как между собой могут быть связаны компании «Яркий город», «Светодизайн», «Альянсрой» и ИП Алексей Соболев?

Почему сговор между поставщиками — это плохо?

В петербургском Управлении ФАС MR7.ru рассказали, что чаще всего компании между собой договариваются, чтобы поддержать цену контракта или «отдать» тендер определенной фирме (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции). Иными словами, на торгах практически отсутствует экономия бюджетных средств или здоровая конкуренция.

Какие признаки могут указывать на возможный сговор?

По словам представителей ФАС, чаще всего на предполагаемый сговор указывает совокупность действий участников, в числе которых: одинаковые юридические адреса и контактные данные компаний-участниц торгов, а также использование одинаковых IP-адресов при подаче заявок.

Но в Управлении ФАС по Петербургу неоднократно отмечали, что утверждать о наличии между поставщиками картельного сговора можно только после расследования, которое проводит антимонопольный орган.

Предпринимательница с мужем в конкурентах

Еще две компании — «Емек-Рус» и «РуссЛайн» — и двух предпринимателей — Наталью Сухорукову и Анастасию Попову, объединяют контактные телефоны, электронные адреса, адреса регистрации ИП. Бизнесмены занимались украшением к Новому году территорий некоторых муниципалитетов.

Анастасия Попова вместе с Натальей Сухоруковой, ООО «РуссЛайн» и ООО «Емек-Рус» в 2018 году заключили контракты на новогоднее оформление почти на 30 млн рублей. В некоторых случаях, конкурируя между собой, фирмы снижали начальную стоимость цены на 1−1,5%.

Наталья Сухорукова и Анастасия Попова зарегистрировали свои ИП по одному адресу — в квартире панельной многоэтажки дома 30 по проспекту Ударников. Согласно выписке Росреестра, квартира принадлежит Сухорукову Евгению. В самих контрактах и на сайте Госзакупок предпринимательницы оставляют чаще всего два одинаковых номера телефона — 88124487847 и 88126406080, и в некоторых контрактах одинаковую электронную почту.

Судить о том, что Наталья Сухорукова и Анастасия Попова как минимум знакомы друг с другом можно по публикации одних и тех же снимков в социальных сетях «Одноклассники» и Instagram.

Анастасия Попова в конкурсах на новогоднее оформление чаще всего конкурирует с компаниями ООО «Строительная компания Радо», ООО «РуссЛайн» и ИП Наталья Сухорукова.

Попова в одном из контрактов с муниципалами указала контактную почту с доменным именем prspb.ru. Электронные почты с аналогичным доменом указаны в контрактах, которые муниципалы заключили с компанией «Русслайн», ИП Натальи Сухоруковой и компанией «Емек-Рус». Само доменное имя prspb совпадает с сайтом компании «Рекламное пространство».

На сайте «Рекламного пространства» указан тот же номер, что и в контрактах Сухоруковой и Поповой — 88126406080 и электронная почта с одинаковым доменом — info@prspb.ru.

Узнать, кому принадлежит сайт можно через пользовательское соглашение ресурса, где указан ИНН владельца — компании «РуссЛайна». Учредитель фирмы однофамилец Анастасии Поповой — Кирилл Сергеевич Попов, который, по данным ЕГРЮЛ, также учредитель еще в двух фирмах — ООО «Маркиткарт Раша» и ООО «Емек-Рус».

Кирилл Попов в телефонном разговоре с корреспондентом MR7.ru подтвердил, что Анастасия Попова — его супруга. Но ничего плохого в конкуренции с женой предприниматель не увидел.

По словам бизнесмена, его жена пришла в бизнес как организатор праздников, а позже «начала создавать конкуренцию» самому Попову на рынке оформления.

На вопрос, зачем бизнесмен выходит на одни и те же торги вместе с женой, Кирилл Попов рассказал, что подача заявки на торги не означает для предпринимателя желание победить.

«А если [на торги] кто-то не выходит. Допустим, делает администрация какие-то торги и туда выходит только одна компания. Никому это не надо — там куча геморроя у этой администрации», — рассказал Кирилл Попов в беседе с MR7.

Бизнесмен не уточнил, откуда он, как участник конкурса, знает, сколько компаний выходит на конкретные торги.

Кирилл Попов также рассказал об отношениях с других конкурентом — владельцем ООО «Строительная компания Радо» Радионом Антоненко. Компания Антоненко участвовала в большинстве конкурсов с Поповыми и Сухоруковой, но ни один контракт не выиграла.

По словам Кирилла Попова, раньше с Антоненко Попов действительно вел бизнес, но сейчас предпринимателей ничего не связывает. Согласно СПАРК, Кирилл Попов и Радион Антоненко — учредители одной компании — ООО «Маркиткарт Раша».

Как могут быть связаны между собой ИП Наталья Сухорукова, ИП Анастасия Евгеньевна, ООО «Русслайн» и ООО «Емек-Рус»?

В декабре 2018 года штаб Алексея Навального в Петербурге опубликовал расследование о возможном сговоре компаний, которые также оформляли улицы города к Новому году и организовывали праздничные мероприятия. Речь шла о компаниях «СВ Групп СПб», «Арт-Триумф» и «Арт-Позитив», которые заключили контрактов на 56 млн рублей.

Выходит, что часть конкурсов по оформлению Петербурга к Новому году «поделили» между собой несколько компаний.

Чиновники и муниципалы не прочь оплатить деньгами налогоплательщиков украшения для фасадов администраций и территорий около них.

Несмотря на большие затраты на улицах города иногда можно найти нерабочие украшения или с перегоревшими лампочками.

Власти города не могут точно сказать, какая сумма уходит из бюджета Петербурга на празднование Нового года.