Управляющий партнер компании Fort Group Максим Левченко выкупил соседнюю с музеем квартиру. Он планирует создать в помещении «стерильное пространство», где посетители будут читать стихи, возможно, даже смогут выпить хорошего вина. Затем посетители должны попасть в коммунальную квартиру, где непосредственно жил Бродский вместе с родителями.
Теперь Музей Бродского собираются открыть в мае 2020-го. И не на один день
Музей Иосифа Бродского в коммунальной квартире Дома Мурузи, что на улице Пестеля, угол Короленко, — знаменитые «Полторы комнаты» был открыт на один день в мае 2015 года, когда к юбилею нобелевского лауреата не открыть столь давно обещанный музей было невозможно.
Сотрудники музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме и архитектор Сергей Падалко трудились круглосуточно, чтобы в пространстве, куда из-за грибка в стенах нельзя было принести ни одного подлинного экспоната, создать уникальную и запоминающуюся экспозицию.
Очередь в «музей на один день» не иссякала до полуночи. Потом все снова затихло — у города не было ни средств, ни желания заниматься проблемами выкупа еще одной комнаты, где живет Нина Федорова — пенсионерка, категорически отказавшаяся покидать квартиру, да и вообще заниматься этим музеем.
Фонд создания музея Иосифа Бродского тихо проводил в полутора комнатах лекции и выставки. Но вот в минувшем году управляющий партнер компании Fort Group Максим Левченко выкупил соседнюю квартиру и снова речь зашла о том, что музею Бродского все же быть.
Помог мусор вынести
Максим Левченко рассказал в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме о ближайших перспективах создания музея нобелевского лауреата.
Максим Левченко надеется, что музей Иосифа Бродского откроется в «Полутора комнатах» Дома Мурузи к маю 2020 года. Пока предприниматель стал собственником соседней квартиры. Квартиру, в которой жил Бродский с родителями и из которой поэт навсегда уехал в эмиграцию в 1972 году, придется разделить.
Часть этой бывшей коммуналки станет однокомнатной квартирой общей площадью 75 м кв. для Нины Васильевны Федоровой — пожилой петербурженки, которая единственная не захотела выехать из своей комнаты ни при каких условиях. Она родилась здесь, покидала Дом Мурузи только в блокаду, уезжая с матерью в эвакуацию.
Максим Левченко говорит, что Нину Васильевну вполне понимает. Да и купить соседнюю квартиру предпринимателю подсказала именно она, когда они прогуливались возле Дома Мурузи и миллиардер помогал петербургской старушке выносить мусор: Нина Васильевна указала ему на окна квартиры, выходящие на собор — «вот продают, покупай».
Левченко купил, причем бывшие хозяева квартиры, как оказалось, интересуются творчеством Бродского и вошли в наблюдательный совет Фонда создания музея Иосифа Бродского.
Выпить в стерильном пространстве
Уже поданы в КГИОП документы о разделе квартиры, где жил Бродский, еще, как рассказал Максим Левченко, 2−3 месяца уйдет на согласование примерно в 16 инстанциях всех необходимых документов.
А потом начнется собственно работа. Пока Максим Левченко рассказал следующее: выкупленная им квартира станет таким «стерильным пространством», где посетители будут читать стихи, возможно, даже смогут выпить хорошего вина, по ступеням амфитеатра поднимутся прямо к окнам, глядящим на собор, в котором за неимением бомбоубежища в доме прятались во время тревог жильцы Дома Мурузи, среди которых был и Иосиф с мамой.
А после «стерильного пространства» посетители попадут собственно в коммунальную квартиру. Левченко видит эти пространства бережно отреставрированными, но так, чтобы был видно — это петербургская коммуналка.
Здесь могут быть выставки — ведь подлинных предметов и отсюда, и из двух американских кабинетов Бродского достаточно — более 4,5 тысяч, все они хранятся и частично экспонируются в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. «Вещи будут приезжать на время и возвращаться», — сказал Максим Левченко.
В большой коммунальной кухне планируется сделать музейный магазин, при этом максимально сохранив антураж и дух коммуналки. Непростая задача — открыться и не закрыться через день, как это уже бы в 2015 году. Решить правовые вопросы. А до правых — выкупить квартиру внизу — нельзя, чтобы музейные помещения располагались над жилыми. Хозяина нижней квартиры — оркестранта, по словам Максима Левченко, уговаривал даже Гергиев, но тот пока не согласен.
Пока нет ясности, как будут решаться правовые вопросы: на каком основании предметы, хранящиеся в фондах государственного музея Ахматовой смогут быть переданы на временное хранение на выставки в музей Бродского, каков статус будет у самого нового музея. Левченко убежден, что будущее за частными музеями — новых Лувра и Эрмитажа нам не создать, да это и не нужно, с ними и конкурировать бесполезно.
Левченко хочет создать не типичный музей, а, скорее, культурный центр, общественное пространство. И чем больше частных проектов будет, тем лучше, Бродский, проживший значительную часть жизни в США, уважал частные инициативы и индивидуальность. И слоганом будущего музея станет цитата из нобелевской речи Бродского: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека можно».
Деликатный вопрос
Михаил Мильчик, председатель правления Фонда создания музея Иосифа Бродского, друг поэта, не смог прийти на встречу в музее Анны Ахматовой, но свой комментарий дал. По словам Михаила Исаевича, окончательное решение по концепции музея еще не принято, Максим Левченко излагает свою точку зрения, но существует совет Фонда создания музея, попечительский совет.
И рассматриваются три варианта — пустых помещений бывшей коммунальной квартиры, виртуального музея, когда на стены будут проецироваться изображения, ведь детально известна обстановка полутора комнат, и третий вариант — закупка аутентичных предметов для воссоздания обстановки.
И все три варианта предусматривают реставрацию помещений бывшей коммуналки. Пока ни к одному из вариантов не склонились окончательно. Совет Фонда создания музея Иосифа Бродского соберется 4 февраля.
Мильчик назвал правовые вопросы самыми трудными и пояснил, что за их решение взялся Максим Левченко, но понятно — потребуется поддержка городской власти. Раздел квартиры с выделением однокомнатного жилья Нине Федоровой Мильчик назвал печальным фактом, с которым пришлось согласиться.
А в перспективе — объединение двух квартир — купленной Левченко и той части квартиры, что находится в собственности Фонда. Будут ли они переводиться из жилого в нежилой фонд, каков будет статус — по этому поводу Мильчик сказал, что пока решено ничего не менять, а как будет, он не знает, а «этот непростой и деликатный вопрос — отодвинуть».