«Ночлежка» больше не ждет помощи МЧС в спасении бездомных от холода
В Петербурге пункты обогрева для бездомных людей нужны в каждом из 18 районов города, уверен руководитель благотворительной организации «Ночлежка» Григорий Свердлин. Но он также уверен, что эти пункты для мегаполиса XXI века — вчерашний день.
В городах Европы, к примеру, во Франции, где минусовые температуры разделяют по уровню опасности, когда наступают холода, то для обогрева могут экстренно предоставить и спортзалы в школах, и вестибюли метро. У нас же на пятимиллионный город — три палатки «Ночлежки», 20 мест в государственном центре Адмиралтейского района и стационарная палатка на Коломяжском проспекте Мальтийской службы помощи — но там так много инвалидов, что говорить о ее работе как пункте обогрева не совсем верно. Она, скорее, предпоследний приют, где людей буквально спасают.
Спрашивается, а что МЧС со всеми его мощностями и личным составом? Сергей Мацкевич, начальник отдела социальных программ Комитета по соцполитике Смольного, сообщает, что из комитета 21 января ушло письмо в региональное Управление МЧС по Петербургу с просьбой о помощи — о развертывании пунктов обогрева на улицах города. Мацкевич говорит, что уже ведется некая работа в этом направлении совместно с МЧС в Кировском и Красносельском районе — какая, не пояснил. Григорий Свердлин рассказывает, что лет пять «Ночлежка» писала в МЧС письма с просьбой о совместной работе в холодное время года. Но теперь не пишет. Потому что бесполезно. МЧС — структура федеральная. И пока не будет централизованного приказа из Москвы, местные спасатели самое большее, что могут — это приехать к пунктам обогрева «Ночлежки» и раздать порции каши уже получившим ужин людям. И пиарщики МЧС заснимут это на видео, чтобы выложить у себя на ресурсе и отчитаться. Это все.
Свердлин говорит еще об одной тяжелой и пока нерешаемой проблеме, когда людей со свежими ампутациями после обморожений привозят на скорых к палаткам обогрева «Ночлежки» и ссаживают на землю. Машины быстро уезжают, чтобы общественники не успели зафиксировать их номера. Сергей Мацкевич уверяет, что вот-вот заработает некий нормативный регламент, когда бездомные люди, попавшие в городские стационары по скорой и получившие там необходимую помощь, тут же до выписки будут получать маршрут индивидуальной программы реабилитации. Свердлин отмечает, что слышит об этом последний десяток лет. И ничего не меняется. Корреспондент МР7.ru минувшим летом сама беседовала со многими бездомными, которых скорые так оставляли на улице — людей с загипсованными ногами или после ампутаций.
Григорий Свердлин приводит статистику: ежегодно через приют «Ночлежки», что на Боровой улице, проходят около двухсот бездомных людей. Они получают здесь реальную помощь в восстановлении документов, в изменении психологического состояния, в поиске работы. Человеческую поддержку, которая так важна каждому. И примерно 60 процентов этих людей возвращаются к обычному образу жизни — начинают работать, снимать жилье — комнату или даже койку. Но уходят с улицы. Эти люди — капля в море бездомности.
В Петербурге помощь бездомным людям оказывают «Ночлежка», «Мальтийская служба помощи», «Диакония», «Покровская община» — это НКО с длительной историей. В Петербурге 270 мест для бездомных в государственных домах ночного пребывания, но туда не очень просто попасть. Хотя Петербург, пожалуй, из всех российских городов наиболее успешен в решении проблем бездомных людей, когда НКО все же более-менее слаженно работают с городскими властями и находят взаимопонимание. По оценкам «Ночлежки» в Петербурге не менее 50 тыс. бездомных людей, 80 процентов из которых — мужчины. Бездомность молодеет, и это признает комитет по соцполитике — если раньше средний возраст бездомных был 40−50 лет, то сейчас — 35 и младше.
Ежегодно на улицах Петербурга погибает около тысячи бездомных, большинство в холодное время года.