Новости

Выставку памяти жертв холокоста открыли в Академии художеств

На выставке представлены работы художника Меера Аксельрода, объединенные общей темой оккупации и уничтожения советских евреев: серии «Зверства немцев»; «Гетто», в которой особое внимание привлекает «Узник» — единственный прижизненный портрет руководителя легендарного восстания в нацистском лагере смерти Собибор Александра Печерского.

Международный День памяти жертв холокоста отмечается сегодня, 27 января. К этому дню в музее Академии художеств в Петербурге открыта выставка «Немецкая оккупация».

На ней представлены работы художника Меера Аксельрода, объединенные общей темой оккупации и уничтожения советских евреев: серии «Зверства немцев»; «Гетто», в которой особое внимание привлекает «Узник» — единственный прижизненный портрет руководителя легендарного восстания в нацистском лагере смерти Собибор Александра Печерского и иллюстрации к книгам о войне еврейских писателей Михаила Лева, Лейбы Квитко, Нояха Лурье, Ривы Рубиной и других.

Трагическая тема массовых убийств евреев волновала художника с ранней юности и до конца жизни: еще в 20-х гг. он создал серию работ о Гражданской войне — еврейские погромы, беженцы, нищета и бездомность. В студенческие годы Аксельрод начал работать над картиной «Белопольская оккупация», которую считал одной из главных своих работ.

Непосредственным свидетелем гибели своих соплеменников ни в Гражданскую, ни во Вторую мировую Меер Аксельрод не был, однако мысли об их трагической судьбе не покидали его, видимо, никогда. Серия «Зверства немцев» (1942−1943) является прологом к циклу композиций «Гетто», созданному Аксельродом через двадцатилетие.

Этот цикл, посвященный трагической судьбе евреев в годы гитлеровской оккупации, художник написал в последние годы жизни и считал вершиной своего творчества. Мир палачей и жертв, насилие, издевательство, расстрелы, изнасилования, руины, пепелища — мрачные сюжеты с документальной точностью передают трагические переживания эпохи холокоста.

Большое количество законченных вариантов одного и того же сюжета, выполненных на разной бумаге и в разной технике, демонстрируют бесконечные поиски наибольшей выразительности создающегося образа.

Проведение выставки стало возможно благодаря поддержке Евро-Азиатского еврейского конгресса, галереи «Веллум», фонда Александра Печерского.