Истории

Не во всякой игре тузы выигрывают

Дом игральных карт сегодня открыли для публики. Как раз можно съездить в заснеженный Петергоф, зайти в один из старинных Кавалерских домов на улице со старым названием Правленская и… погрузиться в пространство музея-спектакля. Так назвали его создатели.

Зачем понадобился существовавшему с 2007 года в Петергофе, созданному на основе знаменитого собрания карт и аксессуаров к игре коллекционера Александра Перельмана Музею карт такой апгрейд, а по сути, даже не второе рождение, а рождение заново? Прекрасная коллекция карт — от старинных до тюремных, эротических и политических, представленная в профессионально созданной музейной экспозиции, почему-то посещалась мало. Елену Кальницкую, генерального директора ГМЗ «Петергоф» этот вопрос заинтересовал настолько, что она специально посмотрела, как в подобные музеи народ ходит в других странах. Оказалось, что тоже мало. Хотя в карты играть любят многие, да и вообще про игру, азарт, страсть, вознесенные к вершинам или низвергнутые репутации и читать любят, и кино смотреть. Да, еще за последнее время сами посетители музеев изменились — клиповое сознание, визуальные образы ближе, чем чтение текста и разглядывание витрин. То есть надо совместить музей и, предположим, театр. Или шоу. В Петергофе это традиционно умеют. И история обязывает — яркие петергофские праздники тому пример. Так появилась воплощенная ныне музейщиками, актерами и студией «Шоу консалтинг» идея музея-спектакля.

IMG_20181220_112811.jpg

Кавалерский дом оказался наполнен мистикой, говорящими фантомами, магическими шарами, дамами карточных мастей в исполнении Ксении Раппопорт. Здесь гаснет и зажигается свет, звучит музыка — от Чайковского до Высоцкого, грохочет гром и вспыхивает молния, двигаются виртуальные стены. Здесь оживают под увертюру к «Пиковой даме» за карточным столом императрица Екатерина Великая и императоры Николай I и Александр III. Жутковато, когда на белых лицах фантомов открываются живые глаза, двигаются губы. Венценосные особы обмениваются сплетнями, так или иначе связанными с игрой в карты, — как князь Голицын проиграл в карты жену, да сколько карточных долгов оставил Пушкин. Они говорят о картах, страсти, азарте. А потом под грохот стихий замирают — белеют лица, закрываются и исчезают глаза.

IMG_20181220_114053_HHT.jpg

В Зале гаданий, где крутится магический шар, сидит гадалка, лицо которой тоже оживает. И она вещает вам про все и про всех — и про графа Калиостро, и про создателя колоды Таро-Тота, оккультиста Алистера Кроули. А, может, эта бестия, сидящая в кресле, — сама Мария Ленорман, Черная Мария, предсказавшая смерть Марату, Робеспьеру и Сен-Жюсту, Наполеону — поражение в России, и виселицу — декабристам Пестелю и Муравьеву-Апостолу? О, вот она поворачивается к вам, вперяет в вас свой взор и изрекает: «У вас все будет (вы замираете, а по лицу гадалки идут помехи. — Прим. ред.)…все будет… неплохо. На этом все. Прощайте. Имейте уважение к вечности». Уф. От сердца отлегло…

Есть в музее комнатка, где Пушкин ругается с Чайковским из-за «Пиковой дамы» — «Наше все» сердится, что стихов для либретто понаписали, которые он не сочинял. Да, в том числе и знаменитое из арии Германа: «Что наша жизнь? Игра!».

IMG_20181220_120827.jpg

А, собственно, кроме мультимедиа-чудес, где же экспонаты знаменитой коллекции? Вы все увидите: и старинные карты Востока, и самую старую европейскую карту из коллекции — 1470 года. И знаменитую колоду XVII века — гордость коллекции Перельмана, «Колоду с разносчиками», напечатанную в Австрии, в мире всего четыре экземпляра осталось таких колод, в том числе в Британском музее и в Петергофе. На картах изображены торговцы и торговки, несущие разный товар.

А вот колода антифашистских карт, которые создали в блокадном Ленинграде художник Василий Власов и технолог Алексей Панченко. Конечно, это была пропаганда — в образах карт — карикатурные изображения вождей Третьего рейха. В Вермахте карты были запрещены, так наши сбрасывали колоды с самолетов, чтобы «разлагать врага изнутри». Создавая колоду, Власов ходил пешком с Васильевского в литографскую мастерскую, где ныне район метро «Пролетарская», а Панченко носил туда же оттиски из фотоцеха на Петроградской…

IMG_20181220_121128.jpg

Нет, не буду пересказывать всего интересного, что вы сами сможете узнать в Доме игральных карт. Скажу лишь, что даже в казино здесь можно побывать, виртуальном, но поиграть толком не дадут — у нас запрещены азартные игры. Но много любопытного виртуальный крупье расскажет. Кстати, если вам уже исполнилось 18, то за занавесочкой покажут и эротическую часть коллекции Перельмана. И про карточных шулеров с удовольствием и знанием предмета расскажут вам в Доме игральных карт.

А на прощанье с вами опять пообщается дама в исполнении Ксении Раппопорт. И еще прочтете вы на дорожку афоризм Козьмы Пруткова: «Не во всякой игре тузы выигрывают». Небольшое дополнение — в зимний сезон, до 26 апреля, Дом игральных карт3 открыт только по выходным.

share
print