Два месяца прошло со дня трагедии в подвале дома 20 по Измайловскому проспекту, где из-за прорыва трубы погибли два человека. Корреспондент MR7 поговорил с владельцами провалившихся в кипяток автомобилей, жителями дома, с бывшим арендатором подвала — владельцем кафе «Типичный Питер» и собственниками. Они рассказали, что на самом деле творится внутри и как им компенсируют убытки. Также мы ознакомились с заключением, которое сделала обследовавшая дом компания «Строй Сервис». Согласно выводам экспертов, часть стены дома признана аварийной.
После того, как в подвале антикафе «Типичный Питер» на Измайловском проспекте в результате прорыва трубы ОАО «Теплосеть» заживо сварились в кипятке двое молодых людей, прошло ровно два месяца. Ночью 28 сентября 2018 года прорвало трубу с кипятком во дворе дома, вода размыла грунт настолько, что образовалась воронка, в которую провалились два припаркованных автомобиля.
Фото: Георгий Марков
Комната, через которую вода, разрушив фундамент, проникла в подвал.
Фото: Георгий Марков
По отпечатку на стене видно, до какого уровня поднялась вода.
Кипяток нашел себе выход — в подвал, где в этот момент, по стечению обстоятельств отмечала день рождения компания молодых людей. Девушку Настю администратор успел вывести, но молодые люди Андрей М. и Максим Ш. оказались в ловушке — вода не дала им выйти, они погибли. Позже выяснилось, что мощным потоком воды из трубы разрушило часть фундамента дома.
Фото: Георгий Марков
Один из черных выходов из кафе во двор. Потоком воды пластиковую дверь со стеклом выбило и кипяток хлынул внутрь.
ОАО «Теплосеть» выплатила компенсации семьям погибших, заменила трубу, положила во дворе новый асфальт. Недостающий кусок фундамента заменили подпорками, на трещинах дома поставили маячки. Жителей, которые стали опасаться, что дом может рухнуть, успокоили — за ним следят специалисты. По остальным вопросам — направили в страховую компанию «СОГАЗ».
«Опасность внезапного прогрессивного разрушения»
Сразу после трагедии управляющая компания ЖКС № 1 заказала компании «Строй Сервис» обследование дома, чтобы определить степень его аварийности. Когда заключение было готово, жильцы тщетно просили ознакомиться с ним — под разными предлогами заключение людям не дают до сих пор.
Нам удалось его прочитать. MR7 публикует наиболее важные выдержки из него.
В заключении по обследованию технического состояния дома сказано: «Учитывая сильный размыв грунта, спрогнозировать характер деформации здания на данном этапе не представляется возможным.
Рекомендуется полностью расселить обследуемую часть в осях А-Д/1−7 и не допускать попадания людей (…)».
Далее даны рекомендации для процесса экстренного капитального ремонта в числе которых «усиление грунтов основания под всей дворовой стеной и под всеми фундаментами аварийной части здания в осях В-Д/2−3 методом инъекции растворов через специальные стальные инъекторы».
Фото: Георгий Марков
В помещении кафе был живой уголок, в котором обитали енот, лисичка и тарантул.
Фото: Георгий Марков
Все, что осталось от живого уголка.
В разделе «Выводы» сообщается: «В следствии вымывания грунта из-под подошвы фундамента на участках в осях Д/2−3 отсутствует участок стены в уровне цоколя. (…) На стене по оси Д с внутренней и внешней стороны здания зафиксированы трещины осадочного характера раскрытием 3…5 мм. (…) На основании обследования согласно
Присутствует опасность внезапного прогрессивного разрушения в следствии исчерпания несущей способности конструкций» (…) Учитывая, что балки перекрытия всех этажей в пролете в осях В-Д/2−3 одним краем заведены в аварийную разрушенную стену, не передающую нагрузку на фундамент, техническое состояние перекрытий в пролете в осях В-Д/2−3 оценено как аварийное".
В подвалы больше ни ногой
Руслан Мамонов два года подряд арендовал помещение подвала под антикафе «Типичный Питер» и не получил никаких компенсаций. Все имущество, которое было внутри: аппаратура, мебель, интерьер, оборудование, техника, инвентарь — было затоплено горячей жижей из кипятка и грунта, намытого из двора.
Фото: Георгий Марков
Одна из комнат антикафе.
«Из подвала мы уехали. Что на верхних полках лежало — забрали. Вся дорогая техника затоплена. Будут ли возмещать — не знаю, следствие только началось, установят виновного — можно будет предъявлять иски, — рассказывает Руслан Мамонов. — С подвалом — все. Они пытаются что-то восстановить, но здание аварийное, поставили подпорки, сказали, что пока так выдержит, но гарантий никто не дает.
Знаю, что большая часть жителей дома разъехалась после трагедии — кто на даче, кто к родственникам. Боятся».
Фото: Георгий Марков
Фото: Георгий Марков
Кикер в главном зале антикафе "Типичный Питер" встречал гостей при входе с Измайловского проспекта.
«В подвалы я теперь больше вообще не захожу. Потому что в реальности, я уже понимаю, что может рвануть в любой момент в любом месте города. Я уже видел и у себя в районе несколько раз прорывало, через неделю после того, как у нас рвануло — на Обводном также рвануло и просто повезло, что людей не было. Я раньше об этом не задумывался — я знал, что там идут трубы отопления и все».
До трагедии по выходным в антикафе у Руслана бывало до 100 человек, причем в основном молодежь. Если бы трубу прорвало на день позже, в пятницу или выходные, когда в кафе проходили детские праздники и квесты, и все комнаты были заполнены людьми, жертв могло быть гораздо больше.
После случившегося Руслан не сдался — команду своего антикафе сохранил и продолжает работать в своей сфере — проводит выездные мероприятия в различных заведениях города. Не ушел даже ведущий Роман Сафронов, который в ночь с 27 на 28 сентября, в попытках вывести парней из помещения обварил в кипятке ноги.
Фото: Георгий Марков
Так выглядит комната в самом дальнем углу антикафе, в котором в ту ночь отдыхали ребята.
Автомобили восстановлению не подлежат
Владельцы двух утонувших автомобилей — многодетная семья Малышкиных — их подержанный «Мицубиши» буквально утонул в кипятке, и семья Колесовых — их «Форд Фокус» повис на колодце. Обе семьи живут в пострадавшем доме. Окна квартиры, в которой живут Дмитрий и Валентина Колесовы, выходят во двор, где и произошла авария. В ночь трагедии они первые услышали шум воды и обнаружили под окном воронку. Дмитрий Николаевич хотел спасти машину, но долго искал резиновые сапоги — это в свою очередь спасло ему жизнь. Когда он наконец вышел на улицу — асфальт под машинами уже провалился в горячую жижу.
«Теплосеть» обещала возместить ущерб за поврежденные автомобили и отправила жильцов дома в страховую компанию «СОГАЗ». Там действительно быстро провели экспертизу и выплатили компенсации. Но ни одна, ни другая семья не согласны с суммами ущерба.
«Нам выплатили 138 тысяч рублей, признав автомобиль не подлежащим восстановлению.
Но за эти деньги такую же машину не купить! Наша „Мицубиши“ хоть и 2004 года, но в очень хорошем состоянии была, — говорит мама четырех детей Мария Малышкина. — Идти в суд нет уже ни времени, ни сил моральных… Андрей отвез в ремонт, мужики насчитали тысяч на 40 больше, плюс химчистка (весь салон автомобиля пропитан грязью. — Прим. ред.). Да мы потратим чуть больше, но хотя бы сделаем. Я погуглила — не все, кто судился с „Теплосетью“ выигрывают».
«Форд Фокус» семьи Колесовых специалисты страховой компании тоже признали не подлежащим восстановлению. «Они оценили рыночную стоимость машины в 265 тысяч рублей, из которых 200 тысяч нам выплатили, а 64 400 — это остаточная стоимость машины, то есть стоимость продажи деталей на рынке, — говорит Дмитрий Николаевич. — Я, естественно, не согласен. И вот почему. Я просто вбил данные нашей машины на самом известном сайте продаж автомобилей Avito.ru и обнаружил, что самая дешевая машина с такими же точно параметрами стоит 365 тысяч рублей. Будем оспаривать и искать средства на независимую оценку».
Кроме машины, от наводнения пострадала и квартира Колесовых — по стене пошли трещины. Их видно невооруженным глазом, порвались обои. «Окна плохо закрываются и открываются, железная входная дверь перестала закрываться, мне пришлось срезать там миллиметра три. Эксперты приходили, все зафиксировали, но больше мы их не видели», — рассказывает глава семьи.
27 ноября Валентина Колесова позвонила в «СОГАЗ» по поводу ее заявления о возмещении ущерба, нанесенного квартире: «Они мне ответили, что причинно-следственной связи между изъянами, которые появились у нас в квартире и аварией теплосети — они не видят, что дом находился в аварийном состоянии и раньше». Поэтому возмещать ущерб семье Колесовых не будут: «Они сказали, что отказали в претензиях также и управляющей компании — ЖКС № 1».
В «СОГАЗе» начальник отдела урегулирования убытков Иван Иванович ответил корреспонденту MR7, что направил Валентине Колесовой письмо «Почтой России» с результатами заключения, какими именно — отвечать отказался.
В управляющей компании ЖКС № 1 начальник отдела капитального и текущего ремонта Ильяс Солтанов подтвердил, что их юристы отправили в страховую компанию пакет документов, в числе которых заключения обследования, проектные решения, смета, расчет стоимости работ по восстановлению фундамента и сумму понесенных затрат. Очевидно, ответ они еще не знают.
Директор ГУЖА Адмиралтейского района Андрей Кузнецов успокоил Валентину Михайловну, что все под контролем администрации: «В его устах все звучало радужно».
Собственников посылают в суд
Перед очередной попыткой договориться с Жилищным агентством помочь вывезти грязь из подвала две немолодые женщины — собственницы кафе — встречаются со мной перед дверями подвала. Татьяна Дубровская в 80-х работала директором заведения в этом подвале, потом арендовала его, потом выкупила вместе с двумя коллегами. Они партнеры уже много лет.
Фото: Георгий Марков
Одна из владельцев подвала Татьяна Дубровская показывает уровень воды, которая стояла в подвале.
Вечером того дня, когда все случилось, они встречались с хозяином антикафе Русланом Мамоновым и обговаривали замену фановой трубы. «А ночью он позвонил: нас затопило, погибли двое», — собственница Елена Зорина подумала, что разорвало именно фановую трубу. Но оказалось, что все не так.
После всего, что произошло, женщины лишились ежемесячного дохода, а будущее их маленького бизнеса встало под угрозу. Подвал затопило на метр и выше. Когда вода ушла, осталась зацементировавшаяся грязь, которая местами возвышается над полом на один метр. Независимая экспертиза оценила ущерб, понесенный собственниками в 2 миллиона 700 тысяч рублей, из них только уборка помещения может обойтись в 1 миллион. У женщин нет таких денег.
От «Теплосети» они узнали, что максимальная сумма страховых выплат в «СОГАЗе» — 700 тысяч рублей. Она не покрывает затрат на уборку и ремонт подвала. «Что нам делать?» — в поисках ответов женщины ходят из одного учреждения в другое, пытаясь найти помощь и поддержку.
Фото: Георгий Марков
Часть сцементировавшейся грязи пытались откопать - видно, какой слой предстоит убирать из подвала.
В ГУЖА Адмиралтейского района мы пошли вместе. Директор Андрей Кузнецов вел разговор с дамами по-отечески:
«Я вам советую: уберитесь там сами, а потом обращайтесь в суд к „Теплосети“». «Да где же нам деньги взять? — спрашивает Татьяна Дубровская. — Все думают, раз собственники, значит сидят на золотом сундуке. У нас аренда была — 50 тысяч рублей. Откуда у нас деньги?»
По словам Татьяны Дубровской и Елены Зориной они ходят по кругу: «Мы только хотим, чтобы они ту землю, которую нам намыло из котлована, обратно в котлован вынесли». Но в «Теплосети» с ними не разговаривают — отправляют в страховую. А в страховой говорят: «Ждите экспертизы».
«Лишних денег у нас нет, и так 50 тысяч на независимую оценку потратили», — говорит Дубровская.
В разговоре Андрей Кузнецов сообщил, что в этом году разрушенную часть фундамента дома восстанавливать никто не будет: «Мы „проспали“ с финансированием с документами, те работы, которые необходимо делать — их в зимних условиях нельзя выполнить. Инъекции фундамента ниже плюс пяти градусов не делаются».
По его словам, приблизительно на ремонт фундамента требуется сумма в 15 млн рублей — деньги планируется изыскивать из резервного фонда города.