Разгребая наследство тишайшего
Генплан провален, Петербург застроили жильем, забыв о дорогах и учебных заведениях, планирование никакое, аналитика тоже, чем занимаются депутаты Госдумы, не поймешь. Де факто врио губернатора Александр Беглов ведет предвыборную кампанию и, как ни странно, заставляет чиновников публично говорить правду.
Катайтесь на трамвае, читайте жалобы
Утром, 30 октября 2018 года, для начала Беглов сократил повестку заседания правительства города до двух вопросов: поправок в Генплан и налоговых льгот для инвесторов. Первый под разнос врио попал председатель комитета по градостроительству — Владимир Григорьев, который представлял поправки в Генплан.
— Для чего нужны изменения в Генплан? Во-первых, для того, чтобы наши граждане и сам город имел комфортные условия, чтобы жить, работать и отдыхать. Это основные требования наших жителей. Поправки в Генплан отвечают этим требованиям или нет? — спрашивает Беглов.
— Отвечают, — говорит Григорьев.
— Хорошо, сейчас послушаем. И второе, у нас же в 2005 году был принят Генплан, так?
— Так точно.
— А вот мы его выполнили или нет, начиная с 2005 года, те показатели, которые были заложены в 2005 году?
— Не выполнили.
— По каким показателям?
— Прежде всего, по жилобеспеченности, потому что по окончанию расчетного срока 28 метров на человека фактически выполнено, а должно было быть, чтобы с 2019 года рассчитывать весь соцкультбыт по 35 метров на человека. Мы по-прежнему на 28 рассчитываем. В новой стратегии экономического развития мы этот показатель взяли как перспективный без увеличения до 35 метров. Это связано также с отставанием развития соцкульбыта, транспортной и инженерной инфраструктуры. В целом город развивается последовательно по Генплану. Баланс территорий не меняется практически. Развивается, в соответствии с заложенными решениями, транспортный каркас и инженерная инфраструктура. Мы неуклонно увеличиваем количество зеленых насаждений. Приводим документы территориального планирования в соответствии с изменением федерального законодательства в том числе, — бодро под конец рапортовал Григорьев.
Беглов поинтересовался, что делать с массовой застройкой жильем, когда власти не успевают подводить к домам дороги, строить больницы, школы.
— В Генплан постоянно вносятся поправки по развитию сети транспортной инфраструктуры. Поправки в Генплан у нас были и в прошлом году по пакету дорожной инфраструктуры. Город развивается в этом плане, мне кажется, достаточно стабильно, — уверен Григорьев.
— Что значит достаточно стабильно? Вы сядьте на автобус, на трамвай, проедьте. У нас метро не достаточно хорошо развивается. У нас маршрутки кое-как ездят, обирают наших жителей. поэтому что достаточно хорошо развивается? Вы сами сказали, что жилая застройка опережает и социалку и инженерную и транспортную инфраструктуру, — гневался врио.
— У нас, безусловно, есть болевые точки в районах новой застройки, но в целом транспорт города работает очень позитивно, — настаивал Григорьев.
— Я вам советую зайти в приемную мою и посмотреть обращения жителей города, которые жалуются мне на транспортную систему. Надо чаще в мою приемную заходить и смотреть обращения граждан, — посоветовал Беглов.
Затем врио перешел к тому, что город не выполняет социальные обязательства.
— Наши жители недополучат школ, детсадов, поликлиник. Рождаемость у нас растет, а мы не можем полностью обеспечить многодетных мам жильем (рождаемость в Петербурге падает. — Прим. ред.). 4 478 семей многодетных в городе. Мы не выполняем свои обязательства, хотя жилье растет, а мы до сих пор не можем разобраться с этим. 72 тысячи коммунальных квартир в городе. Сколько в них живет людей? Почему не возможно установить? У них что, нет регистрации? Дайте мне полный расклад. Программу по расселению коммунальных квартир нужно продолжать и ускорить ее. XXI век, а жители живут в коммунальных квартирах! Мы старые долги не можем отдать жителям. Старые долги. Вы не можете сказать мне сколько жителей в коммунальных квартирах. Надо знать эти цифры наизусть, — поучал чиновников их новый начальник, что говорить, провален не только Генплан, но и программа по расселению хрущевок.
Глаза врагов России и золотое яичко
В целом доклады по Генплану Беглову не понравились, и он попросил вице-губернатора Игоря Албина прокомментировать выступления. И тут вице-губернатор рассказал всё, как есть.
— Когда формировался Градкодекс, мы хотели защитить бизнес. Поэтому Градкодекс сформулирован для девелоперов.
Это, к сожалению, данность. Кодекс мы создавали без учета понимая комплексного развития городской среды. Бьем ежегодно рекорды по вводу жилья. Вроде здорово, выполняем майские указы президента, 204 указ президента («майский указ» 2018 года. — Прим. ред.), но с другой стороны полноценного, комплексного развития нет. Мы не формируем комплексную, комфортную городскую среду. Законодатель, когда принимал соответствующее решение на федеральном уровне, исходил из того, что инженерная подготовка, транспортная доступность, объекты социальной сфере — это забота бюджета и полномочия нижестоящей власти, а жилье — ответственность бизнеса. Мы продавали землю, не понимая, когда появятся школы, детсады, поликлиники, дороги и так далее. Типичный пример — намывные территории. Дали право построить 800 тыс. кв. м. жилья. В итоге инженерная подготовка не завершена, вопросы объектов социальной сферы не урегулированы, а компания в процедуре банкротства. Генплан 2005 года в иных условиях формировался. Последовал кризис в 2008 году, затем санкции 2014 года. Что такое комплексное освоение городского развития? Первое — это прогноз. Существующая в России традиция прогнозирования — это индикативное прогнозирование. Мы за 20 лет ни разу с нашими прогнозами не угадали. Планируем одно — получается другое. Значит, надо пойти по пути вариативного прогнозирования: оптимизм, пессимизм, инерция и так далее. На 90 млн кв. м жилья мы оформили проекты планировки территории. У нас есть задел на 90 млн кв. метров жилья. Строим, напоминаю, 3,5 млн. Исходно разрешительной документации у нас жилья на 24 млн кв. м. Ну, наверное, можно остановится, подумать о комплексном подходе, о школах, поликлиниках, детсадах и так далее. Мы используем тепловые карты и видим, где что творится…, — разошелся Албин.
— Игорь Николаевич, но у нас же творится не понятно что… — удивился Беглов.
— Мы видим. Мы пытаемся исправить. — нашелся чиновник.
— Ну и что дальше? «Наши прогнозы не сбываются» — хорошие слова, которые мне не нравятся. Мы угадаем с Генпланом или нет?
— Система прогнозирования не совершенна. Надо посмотреть на нас, на Россию, Петербург, глазами наших партнеров и конкурентов. У кого более достоверные прогнозы? У международных финансовых организаций, у стран ЕС, Балтии, Скандинавии и так далее. Посмотреть на нас глазами наших врагов, — предложил Албин.
— Игорь Николаевич, кто нам мешает это сделать? — снова удивился Беглов.
— Желание, — лапидарно заявил чиновник.
— Ну давайте. У кого нет желания? Давайте мы предадим желание, у кого этого желания нет. Я почему пытаю так долго, не потому что я вредный. Мы должны создавать высокотехнологичные производства, чтобы наши жители головой зарабатывали. У нас не такая большая территория. Каждый квадратный километр должен быть золотым патроном, золотым яичком. Что мы внукам оставим? Ну, застроим жильем, а где деньги зарабатывать? Мы не должны давать город на откуп людям, которые зарабатывают деньги, а вся стройка не приносит никакого развития городу. Я просмотрел много материала — простой момент: нет местного самоуправления. У нас что, нет этого института? Конечно есть, и, наверняка, он вносил предложения. Надо к этому институт относится уважительно. Если я его здесь не вижу, значит, для кого-то в городе нет этого института, можно сказать, что эти предложения не учтены. Я образно говорю, но тем не менее. Мы должны получать предложения от наших граждан, бюджет, генплан должны быть раскрыты. Нужно разъяснять, а то профессионалы так наговорят, что и я не могу разобраться бывает. Мы все научились красиво говорить, надо научиться красиво работать, — закончил афоризмом Беглов.
Призвание депутатов
Следующим в «расстрельном списке» шел председатель комитета финансов Алексей Корабельников. На предыдущем заседании Беглов уже отчитывал чиновника за то, что Петербург наращивает долги. На этом заседании Корабельников представлял законопроект о налоговых льготах для инвесторов. Убедить врио губернатора ему не удалось.
— Нам надо защитить горожан от недобросовестных льгот. Это не наши льготы, а льготы горожан, — заявил Беглов и дал неделю на доработку законопроекта.
Не хватало действующему губернатору не только мнения муниципалов, но и депутатов Федерального собрания. Он справедливо напомнил, что в современной России регионы несут заработанные деньги в Москву, и столица уже распределяет сколько кому дать. Петербург от этой системы не в выигрыше.
— Обязательно надо приглашать депутатов Федерального собрания и Госдумы на обсуждение бюджета и Генплана. Надо персонально депутатов приглашать. Я объясни, в 2013—2015 годах бюджет был профицитным. Дальше — у нас 2014—2016 годы — дефицит-профицитный бюджет, а за счет чего? За счет имеющихся остатков. Без заимствований. 2016 год — 18% налог у нас на прибыль и 2%, которые забирал у нас Минфин. 2017 год — 17% налог на прибыль и изъятие Минфином 3%. 1% в плюсе Минфина. Один процент — это 9 млрд рублей дает выпадающих доходов. Из них 1 млрд мы получаем по распределению. У нас дефицит сразу 8 млрд рублей. Слушайте, а чего делают наши депутаты там в Госдуме и Совете Федерации, которые от Петербурга? 8 млрд рублей — это сколько школ, детсадов? Все молчим. На ровном месте — 8 млрд рублей. Это только один пример, а можно привести десяток этих примеров. Поэтому, когда рассматривает Генплан, бюджет, депутаты Госдумы и Совфеда должны быть здесь. Если у депутатов планы, я готов обговорить с председателями обеих палат. Депутаты должны защищать наш город. А их нет — неправильно, — заключил Беглов.
Что мы знаем о представительстве Петербурга в Федеральном собрании? Все они ходят почти на все заседания, почти всё поддерживают, но и немалое число раз воздерживались от голосования, ну, а о качестве принятых законов давно сказано словосочетанием «бешеный принтер». На прошлом заседании Беглов уже пообещал поехать в Москву вымаливать деньги на строительство метро, перспективы строительства которого тем дальше от петербуржцев, чем дальше уходит в прошлое Чемпионат мира по футболу. Пока градоначальник дает многообещающие обещания и делает правильные заявления. Ждем настоящих дел.