Муниципальный покер Максима Каца
Избрать 70−120 оппозиционных муниципальных депутатов на выборах 2019 года, в пяти-шести округах занять большинство, такие планы озвучил начальник штаба петербургской муниципальной кампании партии «Яблоко» Максим Кац на открытой встрече 28 октября 2018 года. Среди увлечений Каца — покер. В Петербург политик привез схему, хорошо обкатанную в Москве, и верит, что удастся повторить ее и на петербургском муниципальном раскладе.
Для чего позвали Каца?
Муниципальные выборы пройдут в Петербурге 8 сентября 2019 года. Кандидатов будут подбирать лишь в марте-апреле 2019 года. Пока идет сбор анкет желающих.
— Если их сейчас искать, то они потом на выборы не пойдут. 20% кандидатов зарегистрируются в последние две недели, — уверен Кац, основываясь на опыте Москвы.
Петербургское «Яблоко» наняло Каца после того, как он вместе с политиком Дмитрием Гудковым провел успешную муниципальную кампанию в Москве в 2017 году. По словам Каца, кампания в Москве похожа на ту, которая предстоит в Петербурге, потому что распределяется примерно столько же мандатов (примерно по 1 500).
Но Петербург меньше, и это плюс:
— Здесь кампания лучше, потому что округа меньше. Их можно обойти ногами. Понятно, что здесь избирком (ИКМО. — Прим. ред.) могут закрыть на замок и не дать зарегистрироваться. В Москве такого со времен Болотной (разгон протестующих против нового президентского срока Владимира Путина в 2012 году в Москве на Болотной площади. — Прим. ред.) не случается больше, — сказал Кац.
В Петербурге в 2014 году представители партии власти не стеснялись в методах, лишь бы не допустить представителей оппозиции до регистрации.
Речь идет о, например, МО № 15 Выборгского района, МО «Московская застава», «Пулковский меридиан» Московского района, МО «Кронверкское» Петроградского района (вотчина спикера Закса Вячеслава Макарова). Так было и в ИКМО «Парнас» в 2017 году. Во всех случаях очередь в ИКМО занимали накаченные мужики, утверждая, что тоже кандидаты, держали очередь до окончания работы комиссии, и настоящие кандидаты оставались ни с чем.
По заявлениям настоящих кандидатов, в «Кронверкском» качками дирижировал будущий депутат ЗакСа Денис Четырбок («Единая Россия»). В «Пулковском» один из таких качков разгуливал со свастикой, наколотой на руке, полицию это не беспокоило. В России, как известно, привлекают больше за свастику на исторических фотографиях.
Упрямое петербургское отделение «Справедливой России», спустя четыре года после выборов, оспорило в Конституционном суде норму закона, которая по факту не дает участвовать в выборах тем, кого не зарегистрировали таким хамским способом. Решение суда еще не известно, но, как говорят в горизбиркоме: «Надо уметь проигрывать».
Проблему с недопуском в ИКМО можно было бы попытаться побороть наблюдением: жулики не любят света. Однако в Москве Кац с товарищами не делал упор на наблюдение, потому что перед грядущими президентскими выборами кампания прошла подчеркнуто чисто. В Петербурге всё не так, поэтому начальник «яблочного» штаба готовится уговаривать кандидатов вести за собой и наблюдателей. Также в планах Каца, как и в Москве, создать команду, которая будет изучать проблемные ситуации и предлагать решения.
— Снять 1 300 активных людей с выборов такими способами сложно. К примеру, в 2014 году на выборы от «Яблока» шло всего 110 человек, — объяснил Кац.
Как было в Москве?
В Москве примерно 70% оппозиционных кандидатов выдвинулись от «Яблока».
— Людям не нравится словосочетание «независимый кандидат». Они хотят знать, кто за кандидатом стоит. Зарегистрировались кандидатами в основном предприниматели, либо менеджеры. Кандидатов агитировали идти от КПРФ, потому что не нужно было собирать подписи для выдвижения, но я этим людям показал сайт КПРФ с лозунгом «Победили фашизм, победим и капитализм», и желание идти от КПРФ у многих отпало, — вспоминал Кац.
В итоге у КПРФ насчитывалось примерно 200 кандидатов, а осталось примерно 40, из которых 20 — люди от команды Каца-Гудкова, 176 — у «Яблока», 50−60 прошли самовыдвиженцами. 3 700 человек зарегистрировались на специальном сайте, 800 человек отсеяли вручную (кто не подходил по политическим взглядам, например), примерно 1 500 сами отвалились в процессе работы. Тысяча зарегистрировалась кандидатами, двух сняли с выборов, 267 избрались в муниципальные советы.
— Даже нейтрально настроенных к Путину мы не принимали, следили за тем, чтобы не было засланцев, прозевали всего двух. Один из них оказался перебежчиком, его купили, — говорил Кац.
Упор во время кампании делался на то, что москвичам объясняли вообще, что такое муниципальные депутаты и зачем они нужны.
— Предполагаю, что здесь, как и в Москве, у петербуржцев нет понимания, зачем нужны муниципальные депутаты, что они делают, — попал в самую точку Кац.
По его словам, в Москве настоящей власти у муниципалов еще меньше, чем в Петербурге. Например, в московском Щукине на 100 тысяч жителей у муниципалитета бюджет — 50 млн рублей в год.
При отсутствии реальных рычагов власти
— Здесь в отличии от Москвы можно вести кампанию на теме всяких урбанистических штук. В Москве мэрия захватила всю эту повестку. Мы, может, предложим небольшую урбанистическю повестку, но глобально что-то предлагать — это дело кандидатов, а не штаба. Я не буду готовить никакую политическую программу, — признался начальник «яблочного» штаба.
Оценивая неудачи, Кац сказал, что в Москве не удалось занять достаточно районов, чтобы контролировать «муниципальный фильтр». По закону кандидат в градоначальники должен собрать определенный процент подписей депутатов от определенного числа муниципалитетов, чтобы зарегистрироваться. Везде этот фильтр в руках «Единой России». Так, в 2014 году в Петербурге на губернаторские выборы не пустили депутата Госдумы Оксану Дмитриеву.
Каца спрашивали о том, стоит ли вести кампанию против конкретных муниципалов, благо компромата на многих накопилось с лихвой.
— На многомандатных выборах не нужна негативная кампания. Лучше работает рассказ о себе. Сложные послания не работают:
«Давайте скажем, что что-то идет не так, и люди поймут, что надо менять власть». Нет, не работает, — объяснял Кац.
Что делать с «можайкой»?
Задавали Кацу вопрос и том, что делать с округами, где по приказу за кого надо голосуют солдаты и курсанты. Это, в первую очередь, Петроградский район, где военная академия им. Можайского годами годами строем избирает лидера местной «Единой России» Вячеслава Макарова депутатом парламента Петербурга, а по партийным спискам голосует тоже весьма своеобразно. Так, наблюдатели на курсантских избирательных участках, где голосуют будущие воины-ракетчики, зафиксировали массовое голосование за список «Партии роста» — парламентского союзника Макарова.
Для помощи кандидатам штаб «Яблока» запустит сайт с картой муниципальных округов. На карте будет показан рейтинг «Яблока» в каждом МО и список проблем, с которыми может столкнуться кандидат.
— Мы потеряли так Арбат: приехали прописанные в генштабе военные из Московской области накидали бюллетеней за единороссов.
Вы будете знать о таких проблемах, чтобы решить, идти в такое МО или нет. В Питере проблемных участков не так много, буквально десяток, где строем идут много и накидывают. «Яблоко» получило 9,7% на недавних выборах в Заксобрание. В Заксобрании у вас 1,5 депутата: Михаил Амосов уплыл и мало отношения имеет к «Яблоку» уже. Нам сильно помогло, что по моему призыву пришло в партию здесь 170 человек. В хороших округах поддержка партии — до 17%. Это хорошая стартовая позиция, если только этих людей мотивировать пойти и проголосовать, мы получим много мандатов. Что делать с плохими районами, я не знаю. В Москве мы с этим не справились. Нам не нужно 100% голосов. Тех, кто, допустим, считает, что Явлинский (лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский. — Прим. ред.) — агент Америки, нам не надо. Другая проблема, что есть люди наших взглядов, которые не любят «Яблоко». С такими людьми нужно работать, — рассуждал Кац.
Конкуренция с Гудковым
После выборов в Москве Кац размежевался с Дмитрием Гудковым. Тот помог в Петербурге запустить такой же проект, как планирует Кац, но вместе с движением «Открытая Россия». Однако, как и в Москве, Кац не собирается ни с кем объединяться, делить округа. Он верит в силу того политического софта, который привез в Петербург.
— Будем конкурировать с Гудковым. У них есть некоторый политический иллюзионизм: у них появится много кандидатов, пока дело не дойдет до регистрации. Окажется, процентов десять собираются на выборы, — предсказывает Кац.
Поддерживает «Объединенных демократов» и депутат Заксобрания из фракции «Партия роста» Максим Резник.
«Партию роста» Кац не жалует:
— Я не могу принять, что «Партия роста» — это оппозиция. Это бред. За спикера (Вячеслава Макарова. — Прим. ред.) не проголосовало только «Яблоко» и КПРФ, — напомнил Кац выборы спикера петербургского парламента в сентябре 2016 года.
Амбиции председателя «Открытой России» Андрея Пивоварова ему тоже не понятны.
— Чего хочет Пивоваров, я не понимаю. Если обучать людей, как «Открытая Россия» делала в Москве, то хорошо. Еще говорят, что штаб Навального пойдет от «Партии роста» — да это всё под землю провалится! Вся команда, которая делала систему в Москве, тут, а не у «Объединенных демократов». Пивоваров приезжал ко мне в Москве и говорил: «Можно я буду управлять кампаний в Питере?» Я сказал: «Нет». Если он хочет быть генералом, то все места уже заняты, — отрезал Кац.
Он уточнил, что у него лично плохие отношения с Навальным, но к активистам его штаба он относится хорошо и готов с ними работать.
Муниципальные выборы в Петербурге, как и в 2014 году, совместили с губернаторскими, в этом Кац не видит проблемы.
— Губернаторские выборы тут будут тяжелые. Они же собираются избирать Беглова (врио губернатора Петербурга Александра Беглова. — Прим. ред.)? Это же бред. Если они попробуют это сделать, это будет лучше чем во Владимирской области веселуха (губернатором Владимирской области из-за протестного голосования стал кандидат-спойлер. — Прим. ред.).
Думаю, Питер не выберет в первом туре единоросса. Такая турбулентность для нас — это хорошо. Они наделают каких-нибудь глупостей. Если допустят Бориса Вишневского (руководителя фракции «Яблоко» в Заксобрании. — Прим. ред.), то мы найдем денег и проведем вот такую кампанию. Но я думаю, выберут автобалванчиков. Тогда люди должны возмутиться, что сняли кандидата от «Яблока» и в знак протеста проголосовать на муниципальных выборах, — рассуждал Кац.
Денег для кандидатов у партии нет, только опыт, ресурсы и консультации. Суммарно у кандидата может быть 20 тысяч рублей на избирательном счете, поэтому, рекомендовал Кац, если округ пятимандатный, то обязательно надо собираться в команду. В той же Москве работало на всю кампанию два электоральных юриста и два программиста. Юристам платили всего 60 тысяч в месяц.
— Однако если вы один на округ, и округ очень большой, черт знает, что делать, — признался Кац.
Кац предсказывает, что до марта все будут ругаться с какой-нибудь периодичностью. Сейчас, например, политик Ксения Собчак ругается с «Открытой Россией» за название «Объединенные демократы». В марте-апреле начнется настоящая работа по поиску кандидатов. 30% вероятность, что человек дойдет до регистрации. Напирать на теорию малых дел, объяснять, как будущий депутат будет благоустраивать округ, не нужно.
— Людям надо предлагать политическое представительство. Потому что избиратель понимает, что единоросс лучше лавочку или фонарик поставит, чем «яблочник», — завершил Кац.