Истории

Театр и Юсуповы

В Римском зале Юсуповского дворца на Мойке открыли выставку, посвященную театру в жизни этой богатейшей аристократической семьи.

Для создания экспозиции открыли не только запасники Юсуповского дворца, экспонаты предоставили фонды Русского музея, Петергофа, Музея театрального и музыкального искусства, Военно-исторического музея, усадьбы князей Юсуповых в Архангельском, частных коллекций известных антикваров.

Герои выставки Николай Борисович Юсупов-старший — директор Императорских театров, богатейший и просвещеннейший вельможа XVIII столетия, его внук Николай Борисович Юсупов-младший — меценат, коллекционер, музыкант и последний представитель рода Юсуповых по прямой мужской линии, вынужденный обратиться с прошением о передаче фамилии, титула и герба мужу своей дочери, графу Феликсу Сумарокову-Эльстону, сыновья Феликса — блестящие молодые аристократы — погибший на дуэли Николай и будущий убийца Распутина Феликс, и Анна Павлова — великая балерина, дебют которой состоялся на сцене Домашнего театра Юсуповых здесь, на Мойке.

Домашний театр всегда был центром великосветской жизни обеих столиц. И в домашних театрах русских аристократов играли крепостные актеры. Владельцы театров — русские аристократы — являли себя в Европе как просвещенные люди, а в России — они владели крепостными, в том числе и актерами. А ведь сама суть актерской профессии — в ее свободе. Крепостной театр Юсуповы сохранили до XIX века. Именно в крепостной оркестр Николай Борисович Юсупов-младший пригласит капельмейстером Людвига Минкуса, будущего автора «Дон Кихота».

Дуэльные пистолеты, а также платья в стиле модерн начала минувшего века — напоминание о трагедии семьи Юсуповых, когда 25-летний Николай гибнет на дуэли. В четыре часа июньского утра 1908 года на Каменном острове. «На сцене нет условностей: жизненно все», — напишет потом в своих мемуарах его брат Феликс. Да, дуэль была из-за красавицы — 19-летней графини Марины Гейден, дочери генерал-губернатора Гельсингфорса и двоюродной правнучки Авроры Шернваль-Карамзиной. С Николаем Марина познакомилась как раз в домашнем театральном аристократическом кружке — оба они театр обожали, Николая даже хотели взять в профессиональную труппу.

Молодые аристократы влюбились друг в друга. Николай хотел жениться, но родные не дали разрешения на этот брак. А Марина уже была помолвлена с кавалергардом графом Арвидом Мантейфелем. Но заключенный вскоре брак не остановил влюбленных — Николай последовал за Мариной в Париж, они встречались открыто. Светские сплетни не заставили себя ждать. Арвид Мантейфель сначала потребовал развода, но его товарищи по полку сочли это бесчестьем не только для самого кавалергарда, но и для полка.

Поэтому Мантейфель уже в России вызывает Николая на дуэль и фактически убивает: дуэлянты стрелялись с тридцати шагов. Причем Николай, стрелявший первым, выстрелил в воздух. Арвид Мантейфель выстрелил и промахнулся, а затем потребовал сократить дистанцию до пятнадцати шагов. И опять Николай выстрелил в воздух. Тогда Мантейфель прицелился в Николая и выстрелил. Убил наповал. Эта дуэль потрясла столицу, на похороны Николая съехались все аристократические семейства, включая царствующую семью. А от кавалергарда отвернулись даже сослуживцы, он покинул Петербург навсегда. Мантейфель умер в 1931 году во Франции, а Марина — в 1974-м в Монте-Карло.

павлова

Фото: нога Анны Павловой

Феликса Юсупова после революции ждала эмиграция. И последняя часть выставки посвящена тому самому Синему балу в Альберт-холле в Лондоне, который Феликс устроил в 1920 году для того, чтобы собрать деньги для бедствующих русских. Именно там выступала великая Анна Павлова, некогда дебютировавшая здесь, во дворце на Мойке.

share
print