Истории

Театр и Юсуповы

В Римском зале Юсуповского дворца на Мойке открыли выставку, посвященную театру в жизни этой богатейшей аристократической семьи.

Для создания экспозиции открыли не только запасники Юсуповского дворца, экспонаты предоставили фонды Русского музея, Петергофа, Музея театрального и музыкального искусства, Военно-исторического музея, усадьбы князей Юсуповых в Архангельском, частных коллекций известных антикваров.

Герои выставки Николай Борисович Юсупов-старший — директор Императорских театров, богатейший и просвещеннейший вельможа XVIII столетия, его внук Николай Борисович Юсупов-младший — меценат, коллекционер, музыкант и последний представитель рода Юсуповых по прямой мужской линии, вынужденный обратиться с прошением о передаче фамилии, титула и герба мужу своей дочери, графу Феликсу Сумарокову-Эльстону, сыновья Феликса — блестящие молодые аристократы — погибший на дуэли Николай и будущий убийца Распутина Феликс, и Анна Павлова — великая балерина, дебют которой состоялся на сцене Домашнего театра Юсуповых здесь, на Мойке.

Домашний театр всегда был центром великосветской жизни обеих столиц. И в домашних театрах русских аристократов играли крепостные актеры. Владельцы театров — русские аристократы — являли себя в Европе как просвещенные люди, а в России — они владели крепостными, в том числе и актерами. А ведь сама суть актерской профессии — в ее свободе. Крепостной театр Юсуповы сохранили до XIX века. Именно в крепостной оркестр Николай Борисович Юсупов-младший пригласит капельмейстером Людвига Минкуса, будущего автора «Дон Кихота».

Дуэльные пистолеты, а также платья в стиле модерн начала минувшего века — напоминание о трагедии семьи Юсуповых, когда 25-летний Николай гибнет на дуэли. В четыре часа июньского утра 1908 года на Каменном острове. «На сцене нет условностей: жизненно все», — напишет потом в своих мемуарах его брат Феликс. Да, дуэль была из-за красавицы — 19-летней графини Марины Гейден, дочери генерал-губернатора Гельсингфорса и двоюродной правнучки Авроры Шернваль-Карамзиной. С Николаем Марина познакомилась как раз в домашнем театральном аристократическом кружке — оба они театр обожали, Николая даже хотели взять в профессиональную труппу.

Молодые аристократы влюбились друг в друга. Николай хотел жениться, но родные не дали разрешения на этот брак. А Марина уже была помолвлена с кавалергардом графом Арвидом Мантейфелем. Но заключенный вскоре брак не остановил влюбленных — Николай последовал за Мариной в Париж, они встречались открыто. Светские сплетни не заставили себя ждать. Арвид Мантейфель сначала потребовал развода, но его товарищи по полку сочли это бесчестьем не только для самого кавалергарда, но и для полка.

Поэтому Мантейфель уже в России вызывает Николая на дуэль и фактически убивает: дуэлянты стрелялись с тридцати шагов. Причем Николай, стрелявший первым, выстрелил в воздух. Арвид Мантейфель выстрелил и промахнулся, а затем потребовал сократить дистанцию до пятнадцати шагов. И опять Николай выстрелил в воздух. Тогда Мантейфель прицелился в Николая и выстрелил. Убил наповал. Эта дуэль потрясла столицу, на похороны Николая съехались все аристократические семейства, включая царствующую семью. А от кавалергарда отвернулись даже сослуживцы, он покинул Петербург навсегда. Мантейфель умер в 1931 году во Франции, а Марина — в 1974-м в Монте-Карло.

павлова

Фото: нога Анны Павловой

Феликса Юсупова после революции ждала эмиграция. И последняя часть выставки посвящена тому самому Синему балу в Альберт-холле в Лондоне, который Феликс устроил в 1920 году для того, чтобы собрать деньги для бедствующих русских. Именно там выступала великая Анна Павлова, некогда дебютировавшая здесь, во дворце на Мойке.

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности