Истории

Исчезающие остановки — «ответка» за скандальный конкурс на рекламу

Скандальный конкурс на право размещения наружной рекламы в Петербурге, проведенный летом 2017 года, аукнулся сносом остановок городского транспорта в Купчине, Рыбацком, в Красносельском районе. Обратит ли новое руководство города внимание на деятельность Сергея Серезлеева?

Как сообщила Фонтанка.Ру, снос павильонов ведет компания «Вадио», которой принадлежит практически десятая часть всех городских остановок. То, что горожане лишаются оборудованных мест для ожидания транспорта, а городской бюджет вынужден изыскивать средства для их восстановления и поддержания, — прямое следствие условий проведения конкурса на «наружку», с итогами которого уже больше года не согласна часть участников рынка. Тогда остановочные павильоны предлагались операторам в качестве рекламоносителей, которые выигравшие компании должны самостоятельно обслуживать.

Те остановки, которые сносят в настоящий момент, так и остались «неразыгранными» в ходе торгов. Сейчас компания-собственник избавляется от них, согласно установленной процедуре. Как «неформально» рассказали в «Вадио» Фонтанке.ру, чиновники предложили отдать павильоны одному из комитетов, а взамен получить подряд на обслуживание. В компании, судя по всему, посчитали такой «подарок» слишком дорогим. В августе комитет имущественных отношений обратился в суд с просьбой взыскать с «Вадио» 5,2 млн рублей за незаконное использование городской собственности. До «Вадио» этими остановками владела компания «Волгобалт Медиа», которая отказалась принимать участие в конкурсе, организованном комитетом по печати под руководством Сергея Серезлеева.

Важно, что о проблемах, которые возникли сейчас, городские власти уже были заранее предупреждены, но никак не отреагировали на предоставленную информацию. Осенью 2017 года депутат ЗакСа Максим Резник обратился к губернатору Георгию Полтавченко, озаботившись увеличивающимся количеством разбитых вандалами павильонов ожидания наземного общественного транспорта. «Принимая во внимание тот факт, что восстановлением пострадавших от вандалов конструкций никто не занимается, уже к новому году в Петербурге может появиться несколько сотен остановок, представляющих угрозу здоровью и жизни людей», — писал Резник.

Дело в том, что, как указывал депутат, в ходе конкурса на наружную рекламу лот из 715 остановок (официальным языком — «лайтпостеров, совмещенных с рекламными конструкциями на остановочных пунктах наземного городского транспорта общего пользования») остался невостребованным, поскольку адреса этих павильонов преимущественно располагались на городских окраинах и в пригородах Петербурга. То есть попросту были неинтересны бизнесменам как потенциально убыточные. В то же время адреса двух других лотов (258 и 514 штук) были расположены вдоль оживленных магистралей центральных районов Петербурга, поэтому операторы на данные лоты легко откликнулись.

Кроме этого, депутат обращал внимание и на обстоятельства определения победителей. Состязания по двум «выгодным» лотам были похожими: на каждый из них было подано две заявки, однако участники, предложившие большую цену, были отстранены от конкурса по формальным основаниям. В итоге победителями стали крупные операторы наружной рекламы ООО «Оутдор Медиа Менеджмент» и ООО «Реклама-Центр».

В связи с этим Максим Резник допускал намеренное, сознательное формирование комитетом по печати выгодных условий конкурса для определенных претендентов. Это, по мнению народного избранника, привело к недополученной городом прибыли (от платы за право установки и пользования рекламными конструкциями) и приведет к расходам, которые городу будет необходимо принять на себя для обслуживания 715 павильонов ожидания городского транспорта. Поэтому депутат просил губернатора провести служебную проверку в отношении председателя комитета по печати Сергея Серезлеева на предмет его соответствия занимаемой должности, а также провести проверку соблюдения чиновником интересов бюджета Петербурга в рамках проведения конкурса на наружную рекламу.

Губернатор Георгий Полтавченко, однако, не нашел причин проводить проверку действий Сергея Серезлеева. Сейчас мы видим, что ситуация разворачивается прямо по написанному сценарию.

К слову, конкурс, проведенный комитетом по печати летом 2017 года, получил характер скандального не только из-за лотов с остановками транспорта. Торгов на размещение рекламных конструкций в Петербурге рынок ждал с 2013 года. По разным причинам они откладывались 4 года, а затем неожиданно были объявлены 2 июня 2017 года — победители должны были получить право размещать наружную рекламу в Петербурге в течение 10 лет. Смольный опубликовал 23 лота, общая начальная цена всех лотов составила 984 млн рублей. Эксперты пришли к выводу, что значительная часть компаний не может принять участие в конкурсе, либо не имеет шансов выиграть у крупных игроков и давних партнеров Смольного. Многие операторы «наружки» усмотрели в конкурсе нарушение закона о защите конкуренции и обратились в антимонопольное ведомство. ФАС России возбудила дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении председателя комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергея Серезлеева. Конкурс, несмотря на предписание ФАС о его приостановке, состоялся. За ним последовала целая череда судов: Смольный подавал в суд на ФАС, служба пыталась найти рычаги давления на Смольный, добиваясь проведения новых законных конкурсных процедур (подробнее с сюжетом можно ознакомиться здесь). Последнее на данный момент решение вынес 4 октября Девятый арбитражный апелляционный суд, признавший, что торги по наружной рекламе в Петербурге прошли с нарушением закона. Однако до этого, летом 2018 года, в рамках другого иска, поданного Смольным, суд признал торги законными. Поэтому ситуация с итогами конкурса более чем через год после его проведения остается в «подвешенном» состоянии. Если все же в судах выиграет ФАС, то всю наружную рекламу в городе придется выносить на новые торги. Эта неустойчивая позиция внушительного по своим экономическим показателям рынка — прямое следствие работы городского комитета по печати.

Отметим, что прошедший конкурс на «наружку» не единственная претензия к главе комитета Сергею Серезлееву. Несколько лет назад городская пресса много писала о конкурсах комитета на предоставление многомиллионных бюджетных субсидий на выпуск правительственной газеты «Петербургский дневник». В конкурсах практически всегда побеждали ОАО «Петроцентр» и ОАО «ГАТР», фактически находящиеся в ведении самого комитета (сам Сергей Серезлеев, еще будучи заместителем председателя комитета по печати, совмещал курирование процесса предоставления и контроля расходования средств обсуждаемых субсидий с процессом их освоения, в качестве председателя Совета директоров данных ОАО). После публичных скандалов и журналистских расследований ситуация не изменилась. Более того, эти субсидии стали не только целевыми, но и адресными, то есть предназначенными именно указанным компаниям.

В 2017 году в ходе торгов на 10-летнее право размещения наружной рекламы в вестибюлях и на станциях ГУП «Петербургский метрополитен» была установлена монополия рекламного агентства «Проспект». Наблюдатели отмечали, что процедура была лишена конкурентного характера; повышенные требования к участникам конкурса создали условия для искусственного ограничения количества претендентов. В результате была подана всего одна заявка от компании «Метроном» (аффилированной с РА «Проспект»), ставшей единственным участником и победителем торгов. В свою очередь стало известно, что компании «Коммет», «Афкап» и «Анфас», договоры на размещение рекламы в метрополитене с которыми продолжали действовать, еще несколько лет назад делегировали свои права на продажу рекламы РА «Проспект». А затем выяснилось, что еще осенью 2015 года руководством комитета по печати было принято решение пролонгировать до 2025 года договор с компанией «Метроном» на право размещения рекламы в вагонах поездов метро. Данное решение было принято втайне от участников рынка наружной рекламы — еще до официального проведения торгов, которые фактически оказались фикцией. Все это было со скандалом встречено в среде наблюдателей и бизнесменов, но не нашло никакого отклика у городских властей.

С 2014 по 2017 год УФАС боролось с практикой комитета по печати по заключению многомиллионных контрактов на оформление города с подведомственным комитету ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР) без проведения конкурентных процедур. В 2017 году арбитражный суд окончательно подтвердил незаконность действий комитета.

Глава комитета по печати никак не реагирует на законные предписания, касающиеся т. н. медиафасадов — огромных цифровых экранов на стенах исторических зданий. Уже несколько лет КГИОП, КГА и прокуратура борются за исполнение комитетом по печати требований закона, согласно которым все эти грандиозные светящиеся конструкции должны быть демонтированы в историческом центре. Однако комитету неведомым образом удается не замечать претензий со стороны ведомств, ответственных за соблюдение закона, внешний облик города и сохранение его архитектурных видов.

Список «подвигов» можно продолжать. Но удивительно, что весь этот внушительный (хотя и неполный) список претензий как со стороны участников рынка, так и со стороны ФАС не получил никакой оценки (во всяком случае — публичной) со стороны руководства города и, в частности, губернатора. А сегодня можно наблюдать конкретные итоги такого «молчания»: горожане лишаются около 700 комфортных и безопасных остановочных павильонов, город не только недополучил средства в бюджет по факту «розыгрыша» остановок, но вынужден изыскивать средства (по оценке специалистов, это около 150 млн рублей) на их поддержание и искать им нового хозяина. Возможно, на деятельность «одиозного» главы комитета по печати обратит внимание нынешний врио губернатора — Александр Беглов?

Видимо, обосновывая важность политического момента — предстоящие выборы губернатора — и свое участие в этом процессе, Сергею Серезлееву удалось провести поправки в бюджет по увеличению финансирования смольнинских медиапроектов. Неожиданно выяснилось, что в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2019 год планируется практически в 1,5 раза увеличить расходы на «Петербургский дневник» (вместо 153 млн рублей в 2018 году издание получит 260 млн рублей в 2019-м) и на районные издания (АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки» получит в 2019 году 111 млн рублей вместо 57 млн в 2018-м). Впрочем, вполне вероятно, что распоряжаться этими средствами комитет будет уже под руководством другого председателя.

 

share
print