Почему нет такого понятия - «второе среднее образование»? Специально для родителей. Как я.
Вчера, например, я освежила в памяти разновидности горных пород и минералов (2-й класс, первая четверть) и определение периметра. А сегодня все утро хором с дочкой повторяла стишок: «Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце стало грустнее…»
Самое грустное, что эта бальмонтовская брусника, я точно помню, уже поспевала у меня два года назад, когда сын был во втором классе. Теперь он в четвертом. С ним мы умножаем трехзначные числа столбиком и придумываем предложения с однородными членами. Через два года мне предстоит еще раз закрепить эти темы, надеюсь, уже в последний раз. Хотя, разве можно тут зарекаться.
А на днях была такая заморочка: пришло «вконтакте» сообщение от подружки, крик о помощи. У нее дочка тоже во втором классе, но там – такая крутая гимназия, зашибись, и домашние задания, соответственно, покруче наших. Одно из них оказалось таким:
«Перед тобой три волшебные фразы. Догадайся, почему они волшебные?
1) Фока, хочешь поесть щец? - Фи!
2) Чаще пей!
3) Твёрдый орех «жушуц».
Попробуй придумать свои волшебные фразы».
«Помоги! Я в ступоре», - написала подруга.
Я, честно говоря, поначалу тоже впала в ступор. Потом мысли зашевелились. Они шевелились дня три, не переставая, лишив меня покоя и сна.
Три дня и три ночи я колдовала над этими фразами, пытаясь разгадать секрет их волшебства, найти зашифрованный ключ. Читала их справа налево и сверху вниз, меняла местами слоги, вычеркивала повторяющиеся буквы, складывала и вычитала порядковые номера букв в алфавите. Столбиком и так.
По ночам мне снился ехидно фикающий Фока, и в руке у него - огромный твердый орех жушуц (вы слышали о таком?), которым он в меня целился. Правда, к счастью, так ни разу и не бросил.
Поняв, что этот орех мне не по зубам, я озадачила волшебными фразами нескольких самых авторитетных знакомых. Над ними долго хмурились: филолог с большой буквы «Ф», декан большого института, шеф-редактор большой газеты и режиссер большого кино. Без толку. Полный жушуц.
И тут я поняла, что ужасная идиотка: под рукой интернет, а я… В общем, я забросила волшебное изречение про Фоку в поисковую строчку Яндекса – и тут же получила ответ. Оказалось, что вовсе не я первая его искала, и что десятки мам на разных мамских форумах когда-то уже склоняли по всем падежам и несчастного Фоку, и жушуц.
Ответ оказался простым и скучным. Волшебство первой фразы заключается в том, что она вмещает в себя все имеющиеся в русском языке глухие согласные. Вторая и третья напоминают о том, что шипящие бывают мягкие и твердые, в одной собраны мягкие, в другой – твердые. Только и всего.
Оставалось придумать свои волшебные фразы. Я, кстати, вспомнила из университетского курса, что согласные бывают не только звонкие и глухие, но и губные, язычные, гортанные и еще какие-то, и у каждой категории имеется по нескольку разновидностей с анатомически-комическими названиями. Но решила не усложнять дело и сочинить фразы, в которых все согласные – звонкие.
Придумывала их на ходу. Получилось аж несколько:
1. У обжоры умный взгляд (пробегая мимо ларька с шавермой и глядя на жующих);
2. Уважаемый, не лезь, ради бога! (утром в троллейбусе);
3. Долги? Забей! Живи, не умирай! (вечером в очереди в сберкассе);
4. Жена - грубая злая ведьма (ну это так, вдогонку что-то личное накипело, но там «й» никуда не поместилась).
Подружка их все забраковала. Да правда, какие-то они недетские получились, для школы не пойдут.
Так я о чем. Получается, учишься-учишься, всю жизнь практически, по кругу, а нигде это не отмечено, и никто тебе даже пятерку никогда не поставит. И аттестат не выдаст. Несправедливо.
А ведь солидно звучит - «образование: высшее и два средних». А может быть, даже три… ведь у меня двое.