Белые ночи Петербурга представил в октябрьские дни в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме художник Борис Мессерер. Наверное, идеальный Петербург задуман и должен быть вот таким — прозрачным, строгих линий, безлюдным классическим городом — декорацией к какой-нибудь драме. Драм и трагедий город пережил достаточно.
Прозрачность его теперь можно почувствовать лишь в белые тихие ночи ближе к рассвету — когда действительно он почти безлюден. Борис Мессерер показывает нам Петербург — «умышленный город» именно таким. Вечный, неповторимый, где «ясны спящие громады пустынных улиц». Река Мойка — главная героиня картин петербургского цикла Мессерера — можно блуждать вдоль реки, вглядываться в дома, в Конюшенное ведомство, заглядывать в окна особняков, в которых сквозит «петербургская чертовня».
На выставке в Фонтанном доме представлены выполненные в авторской технике работы Мессерера — портреты Ахматовой, Гумилева, Мандельштама на фоне города, его графичных четких линий изгибов набережных, силуэтов зданий.
«Но страсть к работе у меня никогда не проходила, и то, как Петербург меня поражал, это и осталось во мне жить, и это я представляю на выставке, начиная с самых ранних акварелей, сделанных в Петербурге, продолжая рисунками Петербурга и заканчивая живописью, то есть картинами „масло и холст“… И цвет входит в ощущение Петербурга. И, конечно, ощущение белых ночей, безлюдства. И виды этого замечательного города», — говорит Борис Мессерер, архитектор по первому образованию, художник, сценограф, работавший в Большом театре, в «Современнике», МХАТе, Театре сатиры, Театре имени Моссовета.
Мессерер — сын танцовщика и балетмейстера Асафа Мессерера и актрисы и художника по костюмам Анели Судакевич (именно она придумала знаменитый образ клоуна Олега Попова), двоюродный брат Майи Плисецкой и муж Беллы Ахмадулиной, автор книги «Промельк Беллы».