Время вернуться домой пришло через сто лет
Французский драматург Мишель Винавер открыл в галерее «Сарай» выставку, посвященную деду и его семье.
В Петербург приехал Мишель Винавер, французский драматург, внук Максима Винавера, того самого знаменитого петербургского юриста, депутата I Государственной думы и одного из создателей центристской Конституционно-демократической партии России, в которой состояли Павел Милюков, Владимир Набоков — отец будущего писателя, Петр Струве и другие выдающиеся российские политики начала минувшего века. Максим Винавер был также видным деятелем еврейского движения в России.
Мишель Винавер открыл в галерее «Сарай» Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме выставку, посвященную деду и его семье, «Пора возвращаться домой» и минут сорок рассказывал о своей удивительной семье — предках и потомках. Мишелю, кстати, 91 год, при этом он стоя произнес свой монолог с синхронным переводом.
Он говорил о том, что стал гостем города, который явился одной из двух колыбелей его семьи — здесь родилась его мать, дочь Максима Винавера София, а его отец Леон Гринберг родился в Киеве. Мишель подчеркнул, что ощущает себя треугольником, три опорные точки которого — три страны — Россия, откуда корни семьи, Франция, где он живет и работает, и США, которые приняли семью в годы Второй мировой войны, когда Винаверы-Гринберги бежали от нацистов, и где потом Мишель учился.
Мишель говорит о своей бабушке Розе — жене Максима Винавера, Розочке, как ее звали в детстве, и как звали ее внуки — она была отличной яркой рассказчицей. Внук юриста запомнил ее истории, рассказывал детям, а потом издал книгу. «Главное счастье моей жизни — моя бабушка Роза Георгиевна, которая просила называть ее Розали. Она вырастила меня. Розали была солнцем. Ее сердце — но и ее ум, ее руки — все открывало в ней смысле и радость жизни, но также и отвагу перед трудностями и печалями, — говорил Мишель. — Она передала этот дар доброты потомкам, а значит — настоящим петербуржцам».
Он говорил о своей дочери Анук Гринберг — актрисе (российские зрители знают ее по главной роли в фильме «Мужчина моей жизни» Бертрана Блие), о своих молодых родственниках, которые сопровождают его в поездке — Габриэле Шелковской и Симоне Фьеши. Габриэла — дочь русского художника Игоря Шелковского, борца за свободу творчества в СССР, издателя легендарного журнала «А-Я», но унаследовала профессию прапрадеда — она адвокат.
Внук Мишеля Симон — историк, он мечтал приехать в Россию, но не просто увидеть страну предков, а увидеть город, где жил Максим Винавер. Симон работает в парижской газете Charlie Hebdo, которую 7 января 2015 года атаковали террористы. Одна из пуль попала в Симона, ранение было тяжелым, он стал инвалидом. «Симон — историк, и так случилось, что след современной истории запечатлелся в его теле», — говорит Мишель.
Выставка в галерее Сарай — небольшая и емкая. Подлинные предметы — письма, открытки, фотографии. Вот письма Максима Винавера к сыну Евгению в Оксфорд, одно написано за два дня до смерти Максима Моисеевича. Евгений, который успел в России окончить с золотой медалью петербургскую гимназию Карла Мая, станет знаменитым филологом-медиевистом, кавалером ордена Почетного легиона.
А как рассказать о Розочке — бабушке Розе Георгиевне? Вот обложка книги Мишеля Винавера, фотография бабушки. А еще — рисунки детей из изостудии ДМЦ «Юный моряк» Кронштадта (педагог Нина Филюта) — ведь именно детские рисунки лучше всего предадут рассказы бабушки Розы — как она в детстве лазила по крышам, как она пробовала варенье.
На крафтовой бумаге — свидетельства эпохи — копии фотографий, текстов газеты «Звено», которую Максим Винавер издавал уже в эмиграции. Там же разместит после смерти Винавера свою статью-некролог Марк Шагал, в свое время именно Винавер дал стипендию молодому художнику, чтобы тот поехал в Париж.
И вот уже знаменитый Шагал пишет: «С большой грустью скажу сегодня, что с ним (Винавером. — Прим. ред.) умер и мой близкий, почти отец. И хоть разница между моим отцом и им была та, что отец лишь в синагогу ходил, а Винавер был избранником народа, — они все же были несколько похожи друг на друга. Отец меня родил, а Винавер сделал художником. Без него я, верно, был бы фотографом в Витебске, и о Париже не имел бы понятия».
В небольшом пространстве галереи, словно декорации для спектакля о длинной — в столетие — истории: между двух символов двух европейских столиц — шпиля Петропавловки и Эйфелевой башни плывет корабль, который уносит из России людей — целыми семьями, навсегда. Но через сто лет приходит время вернуться домой.
В рамках выставки в музее состоится целый ряд событий:
23 сентября вечером будет представлена книга Татьяны Викторовой и Светланы Дубровиной «Творчество Мишеля Винавера. Между Францией, Америкой и Россией», а потом исследователь творчества Мишеля Винавера Симон Шемама представит в исполнении актеров петербургских театров версию пьесы Мишеля Винавера «11 сентября 2001», написанную в течение нескольких недель после террористической атаки и гибели башен-близнецов Центра международной торговли на Манхэттене.
11 октября в рамках выставки представят книгу Виктора Кельнера «Щит. М. М. Винавер и еврейский вопрос в России в конце XIX — начале XX века».
Также в галерее можно посмотреть фильм о Мишеле Винавере, созданный сотрудниками музея, съемки проходили в Париже и Петербурге.