Истории

Яхты ходят «под себя»

Десятки тонн неочищенных канализационных стоков ежегодно попадают в открытые водоемы. Владельцы частных яхт вынуждены сливать нечистоты прямо в Неву и Финский залив, так как в яхт-клубах Петербурга нет специальных заборных устройств для фекальных масс. Это происходит годами, и властям города до этого нет никакого дела.

«Слива нет, туалетов нет, все спускается в воду, и соляра тоже, когда промываются трюма. А что делать? — Сергей Алексеев, президент Санкт-Петербургского парусного союза неожиданно откровенно отвечает на вопрос о том, куда яхты и катера сливают накопившуюся на катере канализацию. — А делать нормальные человеческие яхт-клубы, потому что у нас ни один яхт-клуб не отвечает мировым стандартам». Нормальных яхт-клубов, исходя из этого ответа, в Петербурге нет.

пом-5

Фото: Анастасия Гавриэлова

Летом 2018 года было очень жарко. Купаться хотелось всегда и везде. Петербуржцы купались везде, даже несмотря на таблички «Купание запрещено» и заботливое предупреждение, сделанное еще в начале лета Роспотребнадзором, о том, что в пределах города ни один водоем для купания не пригоден. Этим летом я узнала одну из причин, почему?

Мои друзья держат летом парусную яхту в Центральном речном яхт-клубе профсоюзов на Петровской косе. Этот клуб — самое популярное в Петербурге место стоянки шикарных моторных яхт. Однажды, в один из летних дней, я зашла в гости. Было жарко. На пляже напротив, вдоль Южной дороги на Крестовском острове, купались взрослые и дети, по каналу ходили яхты и катера.

Аня предупредила меня:

«Ты только не вздумай купаться на этих пляжах». «Почему?» — удивилась я, рядом ведь выход в залив. «Посчитай, сколько тут стоит яхт: в Центральном яхт-клубе, в Крестовском — а теперь представь, что в каждой яхте внутри расположен бак на 500−700 литров, где копится всё, что сливается в гальюн. Так как ты думаешь, куда они это сливают? Да прямо сюда», — не дожидаясь моего ответа, сказала Аня, показав на водную гладь.

Я представила. С тех пор я не купаюсь в заливе и другим не советую. Зато я начала задавать вопросы всем: экологам, яхтсменам, владельцам причалов, чиновникам Роспотребнадзора, и президенту парусного союза Сергею Алексееву. Вот что из этого вышло.

Штраф — 1000 рублей

«Не представляется возможным корректно определить, какое значение вкладывается в понятие «слив серых и черных вод» — примерно так начинался первый ответ, который я получила от Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга. Дальше чиновник все-таки переходит к теме фекальных отходов судов и «прочих плавучих средств» — то есть меня все-таки поняли правильно.

Но отвечают что-то совсем не то. Пишут про штрафы для тех, кто обращается с отходами неправильно (статья 8.2 КоАП РФ). Например, штраф для граждан — 1−2 тысячи рублей, для юридических лиц — от 100 до 250 тысяч рублей. Дальше комитет вдруг сворачивает на другую тему. Я не спрашивала, но мне отвечают, что к 17 августа в комитет поступило 976 обращений, касающихся использования и охраны водных объектов, из них более 600 — о так называемом «наплавном» мусоре. Но я спрашивала про фекальные отходы. Комитет вспомнил о загрязнении рек Мурзинка и Новая. Тогда к ответственности были привлечены АО «Экопром» — штраф 290 тысяч рублей, и ООО «Воздушные ворота Северной столицы» — штраф 295 тысяч рублей.

пом-4

Фото: Анастасия Гавриэлова

К сожалению, в ответе на запрос MR7, данных о том, что владельцев маломерных судов или причалов штрафуют за слив накопившихся сточных вод, нет. Приводятся данные о том, что в этом году ГУП «ПИЛАРН» принял более 470 тонн льяльных вод (сточных и канализационных) с судов. Однако и тут не по существу — учреждение «ПИЛАРН» работает только с пассажирскими судами.

Так называемые помпы для отсоса сточных вод с маломерных судов, сами яхтсмены называют их «черными и серыми» водами, должны входить в инфраструктуру причалов, марин и яхт-клубов. Как это сделано в соседней Финляндии и Эстонии, и вообще в любых других морских странах.

Но ни один яхт-клуб Петербурга похвастать такой системой не может. Помп для откачки грязных вод нет даже на Петровской косе, где стоит шикарная чёрная яхта, принадлежащая известному бизнесмену Сергею Васильеву. Сливать сточные воды «под себя» стало привычным и рутинным делом для всех и поэтому мой вопрос о том, почему так происходит, многих хозяев причалов и портов застал врасплох.

Общее настроение такое: «Вот вы об этом напишите — и нас обяжут такие помпы установить, а где мы возьмем на это деньги?» Существует и другая опасность — что помпы будут только на бумажках, а не в реальности, а фактически все останется по-прежнему.

Ситуация также осложняется отсутствием строгого законодательства и возможности контроля таких сливов. Зачем следить за чистотой воды, если проще запретить купаться. Горожане могут видеть и жаловаться на нефтяные пятна или загрязнения, связанные с находящимся на берегу производством, но обнаружить слив сточных вод с катера или яхты практически невозможно.

«При входе в порты Средиземного моря, например, яхтам и катерам заклеивают отверстия для стока грязных вод за борт. А если контролеры обнаружат или увидят, что в море идет слив — яхтсменов ждет крупный штраф и запрет на вход в порт, — рассказывают яхтсмены. — У нас никто никого не штрафует, хотя законы есть».

Ситуация когда «все всё знают и молчат» — типичная и понятная для нашей страны. Даже заговорившие о проблеме капитаны яхт, в конце откровенного разговора добавляют: «Скорее всего, после вашей статьи придут экологи, прокуратура, поставят тут всех на уши, яхт-клубы обяжут… плату за стоянку поднимут, но по факту мы просто будем за деньги заполнять бумажки, что воды слили. А на деле все так и останется».

Так произошло с яхтсменами в порту города Сочи. «Мы пришли, а там вода голубая, чистая. Спрашиваем: где септик? Куда сливать? Нам говорят — идите туда. Мы пошли. Написали заявку, договор на прием «черных вод», два дня бегали по кабинетам, заплатили 500 рублей. Пришли. А там цистерна. Нам говорят — открывайте люк. Мы спрашиваем — а где шланг? Они отвечают: «У нас нет шланга — ведрами сливайте». В современных яхтах сливать отходы можно только при помощи вакуумного отсоса — к люку подсоединяется шланг, который высасывает все содержимое бака. Разочарованный яхтсмен хотел было уйти, но его остановили, заставив подписать бумаги о принятии отходов. Выяснилось, что если такой бумаги нет, даже при том, что фактически очистки бака не произошло, экологи оштрафуют хозяина яхты.

«И эти экологи прекрасно понимают, что мы сольем все в море, но главное, чтобы по бумагам все было чистенько», — возмущается капитан, который опасается, что российские порты на Балтике придут к такой же схеме.

Как в Финляндии

О том, что у нас что-то не так, знают многие яхтсмены. В соседней Финляндии, где на каждую семью приходится по лодке, о море принято заботиться. Живя в похожих климатических условиях у воды, уровень «оморячивания» (термин, означающий близость к морской культуре) с соседней страной не сравнить.

В Российской части Финского залива оснащенность существующих четырех яхт-клубов и остальных портов и причалов настолько низкая, что назвать ее инфраструктурой не поворачивается язык. По сути, это просто место платной стоянки. Если есть более-менее приличный туалет на берегу или душ — это уже уровень класса «А». В наших яхт-клубах нет эллингов для зимнего хранения яхт, поэтому, если у владельцев маломерных судов нет возможности везти яхту в соседнюю страну, то ее хранят прямо под открытым небом.

пом-2

Фото: Анастасия Гавриэлова

Сеппо Расимус — владелец моторной яхты и президент верфи, предоставляющей услуги по обслуживанию, ремонту и зимнему хранению яхт в Савонлинне: Saimatec Engineering OY Savonlinna рассказал, что в Финляндии работает закон о защите морской среды. Согласно этому закону в каждой гостевой гавани или марине, которая рассчитана на 50 и более судов, должна быть насосная станция для сбора черных вод.

«У нас есть экологическая ассоциация Pidä Saaristo Siistinä ry, которая организует сбор всех видов отходов, а также поддерживает сбор черной воды с насосных станций», — сообщает Сеппо Расимус. — Если гавани маленькие, они должны иметь общую систему сбора с соседними гаванями».

На странице экологической организации можно найти информацию об этих системах, принципах работы и стоимости, причем цену тоже можно подобрать на любой вкус. А дальше — дело техники. Приобретаешь насосную станцию, подписываешь договор с ассоциацией и работаешь в чистом море.

пом-3

Фото: Анастасия Гавриэлова

Сеппо выслал фотографию, на которой он демонстрирует, как скачивает «черные воды» со своей яхты в Савонлинне.

О высоком

В Петербурге ни один яхт-клуб, причал или порт не оборудован системой приема сточных вод для маломерных судов. Причины — отсутствие воли руководства города, отсутствие вообще такого опыта, отсутствие денег в яхт-клубах.

«Помпы для откачки? — командор яхт-клуба «Балтиец» Владимир Климбек, одного из самых демократичных яхт-клубов с большой историей, то ли делает вид, то ли и правда не расслышал мой вопрос. — У нас есть 10 туалетов в яхт-клубе. Этот вопрос решен достаточно основательно. Но насосных станций в клубе нет. Мы не знаем, куда они сливают».

Владимир Рудольфович удивлен теме беседы, но достаточно откровенно говорит то, о чем другие молчат: «Берем меня — у меня на яхте есть накопительный бак — яхта финской постройки. Куда я деваю сточные воды? — В море. В море выхожу подальше и в море выкачиваю. Когда хожу по Неве — в Неву. А больше некуда. У нас нет приемных пунктов. Вы спрашиваете почему? Потому что развитие наше такое. Недавно было совещание с председателем Комитета по туризму по теме развития яхтенного спорта. Говорили обо всем. Но не об этом. О высоком».

Климбек соглашается, что тема, которую я поднимаю, болезненная:

«Тема серьезная. Для цивилизованного мира», — говорит командор так, что мне начинает казаться, что мы живем в другом мире. «Не знаю, кто вас надоумил», — удивляется он.

Надо отметить, что большинство моих собеседников решило, что я поднимаю этот вопрос с чьей-то подачи. Люди не понимают, что это просто профессиональная и человеческая заинтересованность в том, что загрязнение наших водоемов нужно как можно скорее прекратить.

Сергей Мартынов, командор яхт-клуба «Центральный» на Петровской косе, в момент моего звонка находился в отпуске, но трубку взял: «У наших арендаторов есть прием этих… моментов, я честно говоря, сейчас не помню, я далеко сейчас от родины — в отпуске». Оказалось, что у арендаторов нет ничего подобного.

В порту «Геркулес» в Лахте с нами поговорили, но анонимно: «В Петербурге точно нет, да и в Москве нет. В России, скорее всего, нигде такого нет. Вот вы сейчас напишете, и все яхт-клубы обяжут это сделать». На мой вопрос: чем же это плохо, объясняют, что яхт-клубы итак еле сводят концы с концами.

пом-7

Фото: Анастасия Гавриэлова

«Думаете, все яхт-клубы зарабатывают деньги? Нет — они существуют просто. Поэтому говорить о том, что такие сооружения нужны — да они нужны. Если бы это было на государственном уровне — это один вопрос. Я сейчас столкнулся как раз с подобным. Государство обязывает меня брать пробы воды вблизи порта. И ладно я бы брал их в гавани — нет, в 400 метрах от гавани. Чем я там могу навредить и кому это все надо? И в год я должен тратить на это 360 тысяч рублей. Наши госорганы, они сами ничего не делают, только могут обязать что-то делать. Если бы город начал принимать какое-то участие — взял бы какую-нибудь программу — обеспечение экологической чистоты в яхт-клубах Петербурга. Поставил бы за счет города. Да все бы только рады бы были. Так что когда будете писать — будьте внимательны в словах».

Одной из основных проблем организации приема сточных вод от судов в яхт-клубах и портах города является необходимость взаимодействия с Водоканалом. Потому что именно Водоканалу принадлежат сети централизованной системы водоотведения.

«В рамках действующего законодательства и нормативных документов города Санкт-Петербурга при проектировании систем водоотведения необходимо определение приемника сточных вод. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» — крупнейшая организация Санкт-Петербурга, обеспечивающая услуги по приему сточных вод, — сообщает нам пресс-служба Водоканала.

Выяснилось, что вопрос об участии Водоканала в приеме сточных вод с маломерных судов обсуждается с 2016 года. «По состоянию на 30.08.2018 г. решение о готовности сброса стоков с судов в сети централизованной системы водоотведения Ассоциацией владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга не принято».

В ответе Водоканала содержится информация только об одной категории судов — пассажирских. Из чего можно сделать вывод, что об организации подобных систем в яхт-клубах, то есть для частных судов, на повестке дня даже не стояло.

По результатам обсуждения двухлетней давности лишь один причал был оборудован необходимой системой отвода сточных вод в централизованную систему ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» — на набережной Макарова, д. 3.

В целом ситуация такая — яхты сбрасывают нечистоты в чистую воду, а властям до этого нет никакого дела.

share
print