Ангел Пустые Руки не вернется на Васильевский остров
Легендарный Ангел Пустые Руки теперь будет стоять внутри Смольного собора, его привезли туда сегодня из реставрационной мастерской. Три ангела — на шпиле Петропавловского собора, на Александровской колонне Дворцовой площади и на куполе храма Святой Екатерины на Васильевском — считаются хранителями Петербурга. Деревянному ангелу с Васильевского острова повезло меньше всех: «ангел пустые руки» — так стали называть его ленинградцы после того, как он лишился креста.
Ангел простоял на куполе церкви Святой Екатерины, что на Кадетской линии Васильевского острова, почти 200 лет -скульптуру вырезал из дерева — осины, березы, сосны — житель Охты Гусев, создал проект скульптор Иван Прокофьев, сын портного, воспитанник Академии художеств. Деревянный ангел был обит листовым свинцом и окрашен в светло-серый цвет, в руках он держал крест — медный, вызолоченный через огонь. Так простоял он на куполе с 1823 года. Крест у ангела вырвали в тридцатые годы минувшего века — воинствующие атеисты забрались на купол, утащили и отправили крест в переплавку, а ангела вымазали черной краской. Церковь закрыли еще до этого — в 1936-м, последнего настоятеля протоиерея Михаила Яворского расстреляли в 1937 году в Сандармохе.
Ангел без креста, с вымазанным черной краской лицом, с пустой поврежденной рукой продолжал возвышаться над Васильевским островом, получив имя «ангел пустые руки», он пережил блокаду, дождался, когда городу вернут его подлинное имя. Обветшал и в 2004 году был снят, тело ангела обвили тросами, крылья скрепили растяжками. В этом же году началась реставрация храма Святой Екатерины, ангел ждал до 2017 года и едва не погиб — его состояние было аварийным. Работы по консервации скульптуры по программе КГИОП выполнены реставрационной мастерской «Наследие». Часть лба в правой стороне, локоны, нижняя часть лица ангела, часть носа и часть колена были дополнены из дерева. Но не восстанавливали ни креста, ни маски на лице — ангел остался таким же трагическим, каким сделал его XX век — «ангел пустые руки».
На купол церкви Святой Екатерины в декабре 2017 года установили копию, созданную по гипсовому слепку, а вот что делать с подлинным ангелом? Его не оставили на Васильевском острове, мысль поместить его в Смольный собор, где места достаточно, пришла настоятелю храма протоиерею Петру (Мухину). «У батюшки есть идея наполнять собор музейными экспонатами, посвященными истории православия Петербурга. Почему бы не начать с ангела», — рассказал глава КГИОП Сергей Макаров.
Протоиерей Петр рассказал, что ангела в Смольном соборе можно будет увидеть ежедневно с семи утра и до восьми вечера. И трогать можно: «Прийти прикоснуться, получить благословение, потому что прикосновение к нему (ангелу) будет означать для многих очень значимое переживание радости». На вопрос корреспондента МР7.ру про музейные экспонаты в Смольном соборе протоиерей рассказал: «Мы ведем активный поиск всех серьезных экспонатов, которые имеют отношение к истории Петербурга, Смольного института благородных девиц — это история православия, история культуры города». И продолжил: «Мы активно работает с Институтом истории СПбГУ, с Музеем истории религии, с Русским музеем, мы не будем обременять музейное сообщество сверхпросьбами, будем договариваться». «Есть такое слово — соработничество, — развил мысль священник. — Провести в Смольном соборе выставку экспонатов из других музеев, ведь в них экспонируется незначительная часть того, что музеи хранят, а Смольный собор — достойнейшая площадка». Корреспондент МР7.ру начал спрашивать про юридические тонкости, про Государственный музейный фонд, но протоиерей с Сергеем Макаровым не стали продолжать разговор, успокоили — все правила и нормы при организации таких выставок будут соблюдены и экспонаты, в отличие от ангела, трогать будет нельзя. А еще Сергей Макаров сказал, что Петербург — единственный город в России, где на реставрацию храмов из городского бюджета правительство направляет столько денег — 1,5 млрд рублей ежегодно. На вопрос, чей же теперь «ангел пустые руки», Сергей Макаров сначала переспросил: «По бумажкам чей? Наш, народный, я вам потом скажу». А потом шепнул: «Ничей».
Пока мы беседовали, ангела закрепили, подняли и он тихо поплыл вперед ногами в собор. Там его уложили. Пока не поднимали. Пришел вице-губернатор Игорь Албин, несколько раз назвал Смольный собор Смольнинским, напомнил, что «ангел отстаивал Петербург в блокадные годы». К ангелу начали прикладывать руки женщины в платочках. Странно было видеть так близко древнее лицо ангела, прорезанное морщинами. В Смольный собор тем временем готовились заносить еще одного ангела — гипсовую копию статуи, что вознеслась над храмом Святой Екатерины.