Истории

Третий лазуритовый портал для Лионского зала вот-вот будет готов

Еще один лазуритовый портал скоро займет свое место в Лионском зале Екатерининского дворца.

Воссоздание третьего портала завершается в знаменитой Царскосельской янтарной мастерской, где в свое время воссоздали Янтарную и Агатовые комнаты. Лионский зал — роскошная гостиная, поражавшая воображение всех, кто ее видел. Лионский зал не уступал Янтарной комнате. Сочетание яркого лионского шелка «Золотой бутон» и насыщенного синего лазурита — байкальского и бадахшанского (добывается в провинции на северо-востоке Афганистана. — Прим. ред.) — это сочетание роскоши и безупречного вкуса.

Лионский зал погиб во время Второй мировой. Легендарный искусствовед Анатолий Кучумов оказался здесь 27 апреля 1944 года. Он бродил в руинах Екатерининского дворца и увидел на полу бывшего Лионского зала кусочки обуглившегося лазурита. Но надежда восстановить красоту была — убранство зала не было украдено нацистами, как Янтарная комната, спасли 25 предметов лазуритового гарнитура и люстру. Три портала из золоченой бронзы и лазурита, а также чудесный лионский шелк погибли. Украденный нацистами паркет Лионского зала «из двенадцати сортов заморских дерев» с перламутром был найден после войны в Германии и возвращен.

IMG_20180828_111225

Пространство зала было воссоздано, когда восстанавливали Екатерининский дворец. Проект реставрации интерьера Лионского зала подготовили в 1983 году под руководством уникального архитектора-реставратора, главного архитектора музея-заповедника «Царское Село» Александра Кедринского, который также сделал проект воссоздания Янтарной комнаты. Но долго не приступали к реставрации Лионского зала — надо три с половиной тонны лазурита, нужен лионский настоящий шелк — с той же самой мануфактуры по той же самой технологии, чтобы вновь на золотом сияющем фоне в переплетении гирлянд и ветвей появились фазаны, павлины и лебеди.

IMG_20180828_110754

Реставраторы не хотели прибегать к аналогам. И деньги, нужно было много денег. Их дал благотворительный фонд «Транссоюз» в 2013 году. В музее говорят, что к весне 2019 года зал будет открыт для посетителей, хотя и не станет к тому времени точной копией того Лионского зала, что запечатлен на акварели Луиджи Премацци.

IMG_20180828_115145

Два лазуритовых портала уже заняли свои места в дверных проемах зала. Один проем ждет последний портал. Именно здесь сохранилась перемычка и часть наличника — подлинные каменные конструкции, на которые крепились погибшие лазуритовые порталы, на фризовом камне даже видны отверстия, на которые крепился лазурит.

IMG_20180828_111309

В зале огромный фанерный куб на полу — в нем зашита люстра, та самая, подлинная. Часть спасенной мебели можно увидеть на временной выставке, развернутой сейчас во дворце и посвященной пребыванию в Царском Селе Александра II. Ведь именно при Александре II Лионский зал и обрел тот вид, который мы видим на акварели Премацци, когда архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в камероновский интерьер, создав роскошную гостиную для супруги императора Марии Федоровны.

IMG_20180828_121724

В Царскосельской янтарной мастерской детали портала лежат на огромном столе, рядом — иконография. Борис Игдалов, руководитель реставрационной мастерской, говорит про воссоздание порталов: «Сложная и многодельная работа, каждый элемент прошел длинный путь изготовления и согласования». Сначала надо нарисовать, потом вылепить, потом создать в гипсе, потом снова согласовать с музейным экспертным советом, а потом уже выполнить из металла и позолотить. Игдалов на вопрос о сложностях и особенностях работы отвечает: самое сложное — это вообще сохранить мастерскую. Средний возраст реставраторов, которые прославились на весь мир, воссоздав чудо света — Янтарную комнату — приблизился к шестидесяти годам.

share
print