Принцип мирных перемен
Немалая часть польских некоммерческих организаций находится под ударом властей. Организации клеймят предателями и марионетками в руках Запада и элит Брюсселя. Однако современные польские НКО имеют долгую историю борьбы, которая связана с возникновением профсоюза «Солидарность», заложившего основы того гражданского общества Польши, которое мы знаем. Корреспондент MR7.ru посмотрел, как работает система общественных организаций в Польше.
1% для НКО
В Польше с 2003 года действует закон «Об общественно полезной деятельности и добровольчестве». НКО в Польше можно разделить на фонды и ассоциации. В стране, где проживает более 38 млн человек, работают около 20 тысяч фондов и 106 тысяч ассоциаций. Чем они отличаются? Для того чтобы создать фонд, требуется небольшая сумма денег, для ассоциации нужно только несколько человек. Потому в Польше все больше создается фондов, чем ассоциаций.
Половина «третьего сектора» приходится на сельскую местность и небольшие города с населением не более 50 000 человек. Больше всего в Польше НКО, которые занимаются вопросами местного уровня. Чаще всего это небольшие организации, работающие на добровольных началах с небольшим бюджетом. Много организаций сотрудничают со школами, занимаются просвещением. В НКО можно пройти альтернативную гражданскую службу, вместо военной по призыву.
Работают в Польше и НКО, которые занимаются тем, что в английском языке называется watchdog. Они следят за тем, насколько прозрачно тратятся бюджетные деньги. Есть НКО, которые поддерживают другие некоммерческие организации: предоставляют какие-то услуги, повышают профессиональный уровень работников.
Граждане Польши, когда подают декларацию о доходах, один процент налога могут направить какой-нибудь НКО. Но не любой, а той, которая имеет статус общественно-полезной. У такой организации больше ответственности по закону. Такой статус есть не у всех НКО. Также можно пожертвовать часть денег НКО, покупая что-нибудь в Интернете.
В 2016 году более 13 млн поляков или 49% налогоплательщиков, воспользовались правом одного процента, и эта цифра постоянно растет.
Европейский центр солидарности
Современную историю НКО в Польше можно отсчитывать с 1970-х годов, когда в стране начали возникать структуры параллельные коммунистическому государству. В 1984 году в стране приняли закон «О фондах». В 1989 года — закон «Об общественных объединениях». Все это проходило на фоне борьбы за права трудящихся первого независимого профсоюза в Польской народной республике — «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой. Профсоюз зародился на Гданьской верфи им. Ленина.
Теперь за воротами верфи расположился Европейский центр солидарности (ЕЦС) — музей профсоюза, библиотека и дом для нескольких НКО. «Центр» открылся в 2014 году. Половину денег на его строительство дал Европейский Союз. Работа Центра финансируется следующим образом: часть денег дает Министерство культуры Польши, часть -самоуправление Гданьска и еще часть Поморское воеводство. Здание же принадлежит городу. Центром управляют два совета: научный и программный. В них входят представители всех, кто связан с ЕЦС. Такая децентрализация позволяет сохранить независимость этого учреждения.
— Дебаты бывают бурными, но это пока не отражается на жизни Центра, — говорит замдиректора ЕЦС Патриция Медовска о работе советов.
Принципы Центра — защита прав человека, равенство, укрепление демократии, прав женщин и дискриминируемых слоев общества.
С 1981 года в Гданьске работает киностудия, которая документировала деятельность «Солидарности». Студия работает при ЕЦС до сих пор. Также в Центре базируются экологические, феминистские организации, ассоциация практикующих психологов. Они помогают жертвам домашнего насилия. Четыре года назад запустили программу помощи мигрантам, приехавшим в Гданьск под названием «Солидарность здесь и сейчас». Добровольцы помогают мигрантам адаптироваться в Гданьске. Всего в Центре работает 8−9 НКО.
— Задача Центра — показать процесс мирных перемен, — рассказывает Патриция Медовска.
Центр работает не только как библиотека и музей, но и издательство. Юридически же ЕЦС числится как центр культуры.
Создавать открытое общество
Наталия Кертычак изучала лингвистику в Варшавском университете и политологию в столичном Collegium Civitas, а сейчас работает в одном из крупнейших и старейших НКО Польши.
— Я сотрудничаю также с НКО, которые занимаются школами, образованием и так называемым глобальным просвещением, тем, что касается вопросов взаимоотношений в современном мире. Например, как наше поведение влияет на другие части мира, как быть ответственным, как наши решения в повседневной жизни влияют на экономические и другие процессы по всему свету. Глобальное просвещение важно для того, чтобы мы понимали свою ответственность как граждане. Важно понимать, как наши действия влияют на мир. Одним словом, мы хотим способствовать созданию открытого общества, — объясняет Кертычак.
Для нее и ее коллег важны такие ценности, как уважение к другому, ко всем, кто отличается культурой, религией.
— Нам важно понимать, что проблемы Польши взаимосвязаны и с проблемами других стран. Например, дешевая одежда в Польше сшита на фабриках других стран в ужасных условиях. Мне как потребителю нужно понимать, что, покупая то или другое, я влияю на то, в каких условиях люди работают, — говорит Кертычак.
Кроме глобального просвещения, Кертычак с коллегами разрабатывает пособия для учителей. Ее НКО запустила сайт, на котором учитель может найти интересующую себя тему, подобрать пособия под возраст учеников. Все, что выходит за рамки государственной образовательной программы. Также НКО поддерживает международное сотрудничество школ. Например, с НКО Молдовы, Украины, Словакии, Венгрии. Деятельность ориентирована на Центральную и Восточную Европу. До недавнего времени Кертычак с коллегами плотно сотрудничала с одной из старейших российских НКО — «Московской школой гражданского просвещения». Сейчас просто нет финансирования, чтобы продолжать это сотрудничество.
— Польским НКО еще надо поработать над тем, чтобы объяснять полякам, чем на самом деле занимаются НКО. Это работа понемногу ведется. Не все поляки понимают. Есть базовый уровень понимания, но, мне кажется, НКО в Польше больше ассоциируются с благотворительностью, — рассуждает она о проблемах польских НКО.
Другая деятельность НКО Кертычак — это программа RITA или «Регион переходного периода», которая существует с 2000 года. Программа поддерживает сотрудничество между польскими НКО и организациями стран бывшего СССР. Например, совместные проекты поляков с Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Украиной. Также RITA помогает НКО налаживать сотрудничество и качественно работать над совместным проектом. Также RITA просто дает гранты на такое сотрудничество. С 2000 года RITA предоставили поддержку на сумму 35 млн злотых 998 проектам.
Один из таких проектов, например, восстановление древних памятных камней в Роминтенской пуще в Калининградской области.
Что касается тематики проектов, она всегда зависит от тех потребностей, которые НКО обсуждает с партнерами. На Украине, например, очень злободневная тема — децентрализация. С партнерами из Украины Кертычак работает с местными общинами, чтобы они могли успешно работать в условиях децентрализации. В Белоруссии работают с учителями по вопросам, связанным с гражданским просвещением.
Атака со стороны власти
В 2017 году в польских «правых» СМИ шла атака на НКО. Правительство, сформированное партией «Право и Справедливость», атакует оппонентов и тех, кто связан с предыдущей властью. Случилось это после того, как НКО и всему гражданскому обществу Польши удалось заставить президента Анджея Дуду наложить вето на два из трех законов, уменьшающих независимость польского правосудия. Правящая партия хочет централизовать финансирование НКО через организацию, подотчетную премьер-министру, объясняя это требованием прозрачности. Беспокоит правительство и то, что НКО получают деньги из других стран ЕС, например, от Швейцарии и Норвегии.
В ответ на эту атаку поляки создали «Гражданский фонд», который получил статус общественно-полезной организации. Люди отдавали ему 1% своего подоходного налога и собрали примерно 450 тысяч злотых, не считая 100 тысяч злотых индивидуальных пожертвований, который фонд получил в 2017 году. Руководят «Гражданским фондом» люди, которые создали важные конституционные органы после падения советской системы в Польше в 1989 году: институт уполномоченного по правам граждан, Верховный суд и Конституционный трибунал. Фонд — отдельная часть «Фонда для Польши», возникшего в 1990 году. Одним из инициаторов создания фонда был режиссер Анджей Вайда.
В 2018 году «Гражданский фонд» объявил первый конкурс грантов. Он поддерживает инициативы, которые направлены на объединение людей в Польше, — гражданское просвещение, правовое государство, независимые СМИ. Также одной из своих целей фонд называет противодействие насилию в обычной жизни.
Один из таких проектов, поддержанный из фонда, — это сотрудничество разных редакций, достаточно узнаваемых — Krytyka Polityczna, Kultura Liberalna, Nowa Konfederacja, Magazyn Kontakt, Jagielloński24.pl. Разных по взглядам.
Они договорились, что выбирают тему и журналист каждой из этих редакций пишет текст по этой теме, важной для поляков. Например, «какой должна быть польская школа?» Эти тексты публикуются во всех редакциях, чтобы читатель, который, как правило, получает текст, соответствующий своим взглядам и заранее ему нравится, мог бы ознакомиться с другими точками зрения. Своего рода публичные дебаты.
Пока что польские НКО сдерживают натиск обвинений правых политиков в манипуляции общественным мнением, провокациях на заграничные деньги, измене. Парламентская ассамблея Совета Европы даже опубликовала заявление о том, что обеспокоена угрозой гражданским правам и свободам в Польше. На апрель 2018 года, согласно отчету неформального движения «Граждане Польши», против участников гражданских протестов или членов неугодных НКО слушалось примерно 800 дел в судах. Но общество не сдается и борется за свои права.
Публикация приурочена к 100-летию независимости Польши
Другие публикации серии:
«Самоуправление — это крепость, которая охраняет демократию»
«Полезное кафе» — для всех варшавян
Северный поток — 2: кто сорвет куш
Фотографии: Игорь Руссак