Telegram решением Таганского суда Москвы по иску Роскомнадзора признан опасным для россиян. Надзорное ведомство в свою очередь высказало претензии разработчикам сервиса в связи с требованием ФСБ получить ключи шифрования. Пользователи и не только решением суда как минимум возмущены, «правильные» пользователи ищут альтернативу, ну, а разработчики обещают обойти запреты.
Пятница 13 апреля стала «лидером» по запретам. То американские товары и американские технологии, то одна из ведущих соцсетей. Кажется, что во властных структурах уже по-иному не умеют мыслить, кроме как запрещать.
Вкратце предыстория. Основатель популярной в России соцсети «ВКонтакте» Павел Дуров, потеряв управление своим детищем, эмигрировал из России. В 2014 году «ВК» был окончательно продан, однако еще за полгода до этого он представил первого клиента «Telegram».
В интервью The New York Times Павел тогда рассказал, что первоначальная идея приложения пришла ему ещё в 2011-м: «Я задумался о своем будущем в России, когда к моей двери пришел спецназ». Но это было только начало. После того, как Дурова выдавили из ВК, «спецназ» снова постучался в двери, даже когда он был уже за границей. ФСБ затребовал ключи шифрования.
В ответ на предложения некоторых чиновников запретить мессенджер на территории России, 24 декабря 2015 года на своей странице «ВКонтакте» Павел Дуров заявил: «Что касается Telegram, то проект как не выдавал, так и не будет выдавать личные данные и ключи шифрования третьим сторонам. Мессенджер популярен среди десятков миллионов пользователей на десятках рынков, и угроза блокирования на одном или двух из них не повлияет на его политику конфиденциальности».
Но давление продолжалось. Наконец в ФСБ додумались: оказывается, именно через Telegram потенциальные организаторы и исполнители терактов согласовывают свои действия, так как данный канал серьезно зашифрован и не взламывается. Ну и «ради безопасности» жителей страны им просто как воздух нужны ключи к шифрованию.
Павел Дуров и сотоварищи пытались убедить требовательных ФСБшников, что это в принципе невозможно, объясняя спецификой платформы. Однако силовики продолжали настаивать и «наехали» на Telegram через Роскомнадзор. Весьма активный в последнее время орган, особенно после ухода из Роспотребнадзора Геннадия Онищенко.
Тяжба тянулась до сегодняшнего дня. И вот случилось. Как было заявлено в суде, «удовлетворяя ходатайство заявителя…, суд исходит из того, что длительное неисполнение судебного постановления может привести к существенным нарушениям конституционных прав субъектов персональных данных, нанести значительный ущерб публичным и частным интересам».
То есть получается, что если Дуров отказывается выдавать коды шифрования со словами «конфиденциальность не продается», это является «существенным нарушением» Конституции.
С одной стороны, терроисты — это, конечно же, плохо. Но с другой — закрытие «Telegram» — это способ решения проблемы? Если бы ФСБ поймала того абстрактного прапорщика, а может, генерала, который продал автоматы или взрывчатку с военного склада, или того же Военторга, на который как-то намекал президент, то может и некому было бы договариваться, пусть даже через «Telegram»? Или запретить Калашниковы и тротилы? Нет, запрещают безобидный мессенджер.
С другой стороны, разве Павел Дуров забудет, нет не чьими руками, а с чьей подачи у него «отжимали» «ВК». И что, они думали, Дуров прогнется на этот раз? Вот, что пишет сегодня на своей страничке в «ВК» Павел:
1. Telegram будет использовать встроенные методы обхода блокировок, которые не требуют действий от пользователей, однако 100-процентная доступность сервиса без VPN не гарантирована.
2. В первые часы блокировки сторонние VPN/Proxy-сервисы могут быть перегружены и с большой вероятностью будут работать медленно.
3. Независимо от наличия блокировки, Telegram сохранит возможность централизованно рассылать уведомления всем российским пользователям, информируя о развитии ситуации.
Ну, а его команда уже в «Telegram» в 18:10 продолжает:
— «Национальное достояние» в России — не «Газпром», который так себя называет, а Telegram. Сколько мы знаем российских компаний, появившихся во время третьего срока Путина и ставших мировой сенсацией? Сколько российских компаний добились успеха за рубежом, не взяв ни копейки из государственного бюджета и не занимаясь продажей природных ресурсов? Блокировка телеграма — это удар по российской экономике.
Российское государство должно было сделать Павла Дурова своим главным союзником, а вместо этого объявило врагом. Благодаря Дурову у нас есть «ВКонтакте» — соцсеть, которая так и не сдалась под напором Facebook. Павел Дуров стал героем поколения, идеальным примером для подражания, одним из самых известных россиян — причем известных только с лучшей стороны. Блокировка телеграма — это удар по нашему будущему.
Ну, а читатели и писатели, или попросту «телеграмеры», рассуждают о том, что стоило бы закрыть не «Telegram», а Роскомнадзор. Другие посмеиваются, что «пора разводить почтовых голубей». Ну, а чиновники обещают вернуться на 20 лет назад и освоить «ICQ», по-нашему «аську». Ну, а сам Павел Дуров, судя по своим записям в соцсетях, продолжит борьбу за свое нынешнее детище и готовит вместе с юристами апелляцию в суд. Будем следить.