Русский человек может всю жизнь прожить в эмиграции, но никогда не станет итальянцем, французом или американцем, считает историк моды, искусствовед Александр Васильев. В Петербурге он презентовал свой двухтомник «Красота в изгнании. 100 лет спустя» и объяснил, чем русская женщина отличается от англичанки, почему испанцам и французам достаточно трех цветов, чтобы выглядеть стильно, а россиянам иногда и 18 мало.
Во время встречи со своими поклонниками ведущий «Модного приговора» выразил опасение, что тема русской иммиграции опять может оказаться под запретом. Корреспондент MR7.ru послушал и записал самые важные высказывания Александра Васильева.
Петербург богат фасадами, но беден интерьерами.
Петербург — это богатейший город в прошлом. Революция, война, блокада, чистки очень сильно вычистили город. На мой взгляд, он более роскошен по фасадам, чем по интерьерам. А ведь это был роскошный город с уникальным населением. Впрочем, и сегодня петербуржцы выделяются своим поведением и интеллектом. Я провожу встречи в разных городах, так вот в Петербурге это всегда интеллектуальная публика. В отличие от Москвы на мои презентации редко приходят случайные люди.
«Нас всех можно гнать из России, но Россию из сердца не выгнать»
Есть огромное количество классиков русской литературы, которые переиздавались, может быть, сотни раз. Но они писали свои книги еще в XIX веке, на то они и классики. Я не классик, но мои книги пользуются большим успехом. Это значит, что они востребованы, и люди хотят их читать. Я нашел путь к сердцу читателя, потому что после долгих лет советской власти стал писать об аспектах моды, о которых никто никогда не рассказывал. В первую очередь это «Красота в изгнании» — эта книга стала бестселлером, она увидела свет 20 лет назад.
Я писал об истории моды, о русской эмиграции. Долгое время эта тема у нас была табу и мне кажется, что скоро она опять будет под запретом. Мы живем в то время, которое никак не может расставить акценты и ударения. Мы никак не можем решить, кто предатель, а кто нет, кто патриот, а кто не патриот. Мне кажется, что эта дискуссия совершенно бессмысленна, потому что нас всех можно гнать из России, а Россию нельзя изгнать из нашего сердца.
Запомните это навсегда! Какого бы котенка вы не посадили бы в курятник, он курицей в нем не станет. Также и с русским человеком — в какую страну вы его не отправьте, будь то Англия, Испания или США, все равно он останется русским человеком.
Хотя некоторые считают, что живя долгое время за рубежом, они приобретают какие-то особые заграничные качества. Так вот, их нельзя приобрести, никаким образом, потому что это вопрос генов и крови, которая не видоизменяется в своем биологическом составе, где бы вы не жили. Я живу во Франции с 1982 года и знаю, о чем говорю.
Женщины умнее и хитрее мужчин
Мой образ формировался годами работы в женском коллективе. Я каждый день вижу от 100 до 1000 новых женщин. Представляете, что у меня в голове творится?! А женщины — это огромный двигатель, особенно в России, где женщин больше по статистике, чем мужчин. И если ты им не мил, они тебя съедят.
Потому что женщина — это очень сложный организм. В два-три раза умнее и хитрее, чем мужчина. Я в этом уверен, потому что мужчины гораздо более прямолинейны, менее скрытны и плохо умеют притворяться. Женщина — актриса в душе. Она может сыграть любую роль: от простушки до герцогини, от недотроги до блудницы, от мамы до строгой мачехи. Наша прекрасная ведущая «Модного приговора» Эвелина Хромченко говорит, что за один день женщина может примерить 6−7 образов в зависимости от работы, семьи, места жительства. И дамы с этим легко справляются.
Мужчина с утра до вечера — зануда и брюзга
А вы знаете мужчин, которые могут 7 образов применить? Да нет таких! Он с утра до вечера один и тот же: зануда и брюзга. А женщина и так, и сяк, и наперекосяк. И потом ведь у женщины есть секретное оружие — макияж! Она может стать рыжулей, блондинкой, брюнеткой или седовласой матроной, с яркими губами и тусклыми, на каблуках и без них. Я не женщина, поэтому не знаю всех деталей. Я даже не рожал. А у вас все это сложно. Все-таки ответственность огромная: родила, воспитала — ужас какой, и еще всю жизнь следи — где ее дитятя и что с ним. Поэтому да, я нашел форму общения. Меня часто называют дамским угодником. И я счастлив. Это комплимент для меня. Дай бог, чтобы я продержался на этом пьедестале до конца моих дней.
Россиянке не стать англичанкой
История моды России и Запада перекликаются, но не идентичны. Потому что у нас был допетровский период, когда мы одевались по-восточному. То, что мы называем древнерусской одеждой, она восточная. У каждой нации есть вкус, свое предпочтение по цвету, по форме.
Нельзя сравнить телосложение россиянки и англичанки. У нас же обязательно будут грудь-талия-бедра. И на этом зиждется русская красота.
Поэтому не все модели в России можно было использовать. И одеваемся мы тоже по-разному. Например, протестанты считают, что два тона для женщины достаточно. Итальянцы, французы, испанцы считают, что в трех тонах женщина и мужчина могут создать идеальный образ. Два основных, скажем, черный и белый и к ним — розовый, красный или голубой.
А в России иногда считается, что и 18 тонов недостаточно, чтобы создать свой образ. У нас не существует такого понятия, как достаточная гамма. У нас не говорят «слишком ярко». Наоборот, говорят «ярко, красиво». У нас не говорят, что перебор цветов. Это не критика, это просто констатация факта.