Общество

Последний адрес Веры Ермолаевой

В Петербурге уже 250 табличек «Последнего адреса». Сегодня табличка появилась на доме № 13 на 10-й линии Васильевского острова — в память о художнице Вере Ермолаевой.

Вера Михайловна была арестована 25 декабря 1934 года — в «кировский поток», дали ей, как «антисоветскому элементу» три года лагеря, отправили в КАРЛАГ в Казахстане, за три месяца до истечения срока — уже в 37-м, 20 сентября тройка НКВД приговорила 43-летнюю Веру Ермолаеву к расстрелу и 26 сентября приговор привели в исполнение. Нет ее могилы, известно только место, где закапывали убитых и умерших в лагере заключенных — поселок Долинка Карагандинской области. У Веры Ермолаевой не осталось близких, поэтому, когда прошел XX съезд, некому было хлопотать о ее реабилитации. Реабилитировали поздно — в 1989-м, «за отсутствием состава преступления».

Сейчас в Сети можно найти все или почти все. Вот и сводка погоды от 25 декабря 1934 года тоже нашлась. Морозно было в Ленинграде — минус 12 градусов и день был ясный, а ночь морозная. Наверное, в квартире Веры было натоплено и она навсегда уходила из теплого дома. Вера жила на первом этаже, в квартире номер два. Она всегда жила на первых этажах — и в предыдущей квартире в Басковом переулке, которую еще до революции купил ей отец, помещик и либерал-издатель. Вера в детстве упала с лошади и могла ходить только на костылях, поэтому квартира была куплена рядом с гимназией и на первом этаже. Многие годы Вера жила за границей — и училась, и лечилась там.

Она была ярким художником. Входила в 1915−16 годах в кружок футуристов «Бескровное убийство», интересовалась историей — закончила и Археологический институт. Она — одна из основоположников того, что теперь называется «книгой художника», она конструировала детскую книгу, как целостный организм. Ее рисунки к произведениям Хармса, Евгения Шварца, басням Крылова — предмет восхищения и изучения. Знаменитая книжка, написанная и проиллюстрированная Ермолаевой в 1929 году — «Собачки» — недавно была издана репринтом.

Антонина Заинчковская, биограф Веры Ермолаевой и автор диссертации о ней, говорила сегодня, что «очень важно, живя в нашей стране, не забывать о табличках последнего адреса», она говорила и о том, что когда писала диссертацию, то изучала и документы НКВД, и потом просто заболела психологически. Невозможно представить последние три года жизни Веры Ермолаевой — в лагере, на костылях. И последние шесть дней от приговора до расстрела.

Инициатором появления таблички «Последнего адреса» на доме, где жила Вера Ермолаева, стала Екатерина Евсеева, искусствовед, внучка коллекционера Иосифа Рыбакова, репрессированного в годы Большого террора, и жена художника Алексея Гостинцева — ученика Владимира Стерлигова, который вместе с Верой Ермолаевой и другими художниками входил в «группу живописно-пластического реализма». Именно здесь, в этой квартире на Васильевском, собирались они, разговаривали, пили чай, устраивали выставки. Кто-то донес, а потом начался и «кировский поток». Стерлигов — ученик Малевича — тоже был арестован, но выжил в Карлаге и дожил до 1975 года. Алексей Гостинцев вспоминает, как в квартире Стерлигова и его жены художницы Татьяны Глебовой в Петергофе он услышал от Глебовой о том, что об аресте Веры Ермолаевой ей на следующий же день сообщила Анна Ахматова.

В Центре Помпиду в Париже 28 марта открывается выставка из Русского музея «Шагал, Лисицкий, Малевич и художественная школа Витебска», посвященная русскому авангарду 1918−1922 годов, среди работ преподавателей и студентов Витебской художественной школы, основанной в 1918 году Марком Шагалом, в Помпиду будут и работы Веры Ермолаевой. Она в 1921 году после ухода Марка Шагала возглавила Витебскую школу, уже преобразованную к тому времени в институт.

Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка Русского музея, говорила о том, что работы Веры Ермолаевой в Париже увидят люди разных стран, о том, что жизнь человека имеет предел, но дела его и творчество — гораздо длиннее жизни, а трагедия государственного террора, жертвой которого стала и Вера Ермолаева, требует истинного знания и понимания, что же тогда происходило.