Истории

Хороши ли книги, которые мы читаем?

«Мой район» расспросил критиков о тенденциях в современной русской литературе.

Книжные магазины ломятся от изобилия. Каждый месяц на полках появляются свежие романы и повести. Разобраться на рынке русской современной литературы сегодня нелегко даже специалистам: одни уверены, что авторы пишут «по верхам», другие отмечают, что среди «шелухи» можно отыскать серьезные книги.

«За» и «против»

«В литературе, на мой взгляд, два главных критерия - смысловая глубина и оригинальность художественных решений. Книг, в которых присутствует хотя бы один из указанных признаков, становится меньше, - считает Владимир Шпаков, петербургский прозаик, драматург, критик. - Современные авторы глубине предпочитают скольжение по верхам, а художественность заменяют дежурным набором беллетристических приемов. Ведь текст должен быть занимательным, бойко написанным - книжка должна продаваться».

Защищающие современных авторов критики в противовес называют имена настоящих, на их взгляд, романистов, которые в любой книге стараются высказать философскую идею, будь то детектив или фэнтези.

Среди них: Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, Сергей Носов, Павел Крусанов, Валерий Попов, Александр Житинский, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Дина Рубина, Людмила Петрушевская, Борис Акунин, Алексей Геласимов, Алексей Иванов.

Новый герой

В литературной среде идут споры о том, есть ли сегодня классический набор главных, определяющих эпоху, произведений и героев.

«Когда мы изучали книги для рекомендации на премию «Русский букер», было впечатление, что обычный человек не интересен современной литературе. Герои последних книг или из прошлого, или люди не очень адекватные, бомжи, алкоголики, даже ненормальные. Вообще сейчас много депрессивной литературы», - говорит Анна Степанова, старший научный сотрудник центра чтения Российской национальной библиотеки.

Критик Владимир Шпаков категоричен в этом вопросе: «Многие авторы, по сути, отказываются от глубинного осмысления действительности, от серьезных тем и острых проблем. Поэтому и герой нашего времени в литературе до сих пор так и не появился».

Есть, правда, другое мнение.

«Впервые после Павки Корчагина у нас возник национальный литературный герой – Эраст Фандорин, - говорит Татьяна Алферова, куратор литературных программ арт-клуба «Книги и кофе». – Чем он так запал нам в душу? Может, тем, что удачлив, умен, везунчик и красавчик, но все его благие намерения не приводят ни к чему хорошему? Это очень близко русской душе».

Серьезную заявку на нового героя сделал писатель Александр Житинский в книге «Государь всея Сети». 17-летний Кирилл, сын погибших богатых родителей, обеспечен, прекрасно образован. Он сбегает из своего загородного дома от сытой жизни и собирается спасти Россию. Станет ли Кирилл национальным литературным героем – покажет время.

Вместе с тем появляются и другие герои, молодые, богатые, успешные, пытающиеся что-то изменить вокруг себя. Таковы, например, персонажи книг Андрея Лещинского.

Тенденции

Одно из свойств сегодняшней литературы – размывание жанров. По словам Татьяны Алферовой, практически все писатели используют фантастические сюжетные линии.

Женские ироничные детективы изживают себя, теряют популярность – сюжеты повторяются. Переживает подъем фантастика, особенно социальная. Яркие ее представители - Дмитрий Глуховский, Сергей Лукьяненко.

Герой – человек, которого вырывают из серых будней и переносят в прошлые века или сказочные миры, где он взрослеет, преодолевает преграды и получает награду. Тот же Иван Царевич, только на современный лад. Таких персонажей в литературных кругах уже обозвали «попаданцами».

Жанр фэнтези – самый развивающийся, тут царствуют Ник Перумов, Вера Камша, Алексей Пехов. Их героям приходится пройти много страшных испытаний, но все заканчивается хорошо.

А философия все та же - поиск национальной идеи и борьба добра со злом.

Как отличить качественную литературу

1. Литературные премии

Информация о том, что произведение было отмечено литературной премией, обычно дается в аннотации.

Самые популярные и престижные в России сегодня – «Русский Букер» (www.russianbooker.org), «Большая книга» (www.bigbook.ru) и «Национальный бестселлер» (www.natsbest.ru). Также престижными в стране премиями считаются «Ясная Поляна», «Дебют», Государственная Пушкинская премия, Премия Михаила Шолохова, среди детской литературы - «Заветная мечта» и другие (всего их 335).

2. Топ-списки книжных магазинов

Книжные сети вывешивают свои списки самой интересной, на их взгляд, литературы, ориентируясь на выбор издательств и объемы продаж.

«Буква» на своем сайте (www.ast.ru) дает топ 20-ти книг за две недели. «Буквоед» (www.bukvoed.ru) каждый месяц выпускает брошюру с обзором качественных новинок. Сайт книжной ярмарки в ДК имени Крупской (www.krupaspb.ru) продолжает некогда бумажный проект «Питербук», где также ведутся рейтинги.

3. Презентации и встречи с авторами

Иногда издательства, зная о «нераскрученности» писателя и его книги, устраивают в книжных сетях презентации, встречи с авторами. Спросите у консультанта магазина, какие презентации, с кем, о каких книгах были недавно. Как правило, речь идет не о пустой литературе.

4. Издательства

Несмотря на то, что практически все издательства сегодня издают литературу разномастную, среди них Центр чтения при РНБ выделяет «Блиц», «Сударыню» и «Издательство Ивана Лимбаха». Они позиционируют себя как «интеллектуальные», и их книги хорошо оцениваются критиками.

5. Рекомендации в Интернете

Самые популярные литературные порталы содержат массу советов по качественной литературе:

www.litres.ru – портал современной литературы с отзывами и аннотациями. Есть раздел «популярные книги» и «премия читателя», где оценивают книги любители литературы. Можно скачать книги по смешным ценам от 5 до 50 рублей.

www.nlr.ru – сайт Российской национальной библиотеки, в разделе «Центр чтения» - списки книг, рекомендуемых РНБ на премию «Русский Букер».

www.magazines.russ.ru - новый проект «Журнальный зал» с информацией обо всех значимых произведениях, публикуемых в толстых журналах.

www.lib.ru – необычный проект «Электронная библиотека Максима Мошкова», особый раздел «Самиздат», где могут печататься любые новые авторы.

www.lgz.ru – сайт Литературной газеты, с обсуждением современных книг.

Что почитать? Рекомендации знатоков

Татьяна Алферова,
куратор литературных программ центра «Книги и кофе»:

1. «ЖД» Дмитрия Быкова,
2. Виктор Пелевин «Священная книга оборотня»,
3. «Чапаев и пустота»,
4. Андрей Лещинский «Причина смерти»,
5. Владимир Сорокин «Норма»,
6. Сергей Носов «Грачи улетели»,
7. Павел Крусанов «Бим-Бом».

Научные сотрудники Центра чтения Российской национальной библиотеки:

Андрей Геласимов «Степные боги»,
2. Леонид Юзефович «Журавли и карлики»,
3. Александр Мелихов «Интернационал дураков»,
4. Илья Бояшов «Путь Мури» и «Танксит или белый тигр»,
5. Людмила Улицкая «Дэниэль Штайн, переводчик»,
6. Александр Секацкий «Два ларца - бирюзовый и нефритовый»,
7. Павел Крусанов «Укус ангела», «Бимбом», «Американская дырка», «Мертвый язык»,
8. Наталья Ключарева «Россия, общий вагон», «SOS»,
9. Дина Рубина «Почерк Леонардо», «На солнечной стороне улицы»,
10. Захар Прилепин «Грех», «Санькя»,
11. Алексей Иванов «Общага на крови», «Чусовая месседж»,
12. Владимир Орлов «Камергерский переулок»,
13. Татьяна Москвина «Она что-то знала»,
14. Евгений Каминский, «Легче крыла мухи»,
15. Ольга Славникова «Стрекоза, увеличенная до размера собаки», «2017»,
16. Михаил Елизаров «Библиотекарь».

Владимир Шпаков,
петербургский прозаик, драматург:

1. Людмила Петрушевская «Жизнь это театр»,
2. Сергей Гандлевский «НРЗБ»,
3. Анатолий Приставкин «В долине смертной тени»,
4. Людмила Улицкая «Даниель Штайн, переводчик»,
5. Владимир Сорокин « День опричника»,
6. Александр Мелихов «Чума»,
7. Валерий Попов «Третье дыхание»,
8. Александр Кабаков «Все поправимо»,
9. Андрей Темников «Зверинец Верхнего Мира»,
10. Леон Богданов «Заметки о чаепитии и землетрясениях».

Публичная библиотека имени Маяковского:

1. Борис Акунин «Квест: роман-компьютерная игра», «Алмазная колесница»,
3. Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети»,
5. Дина Рубина «Вот идет Мессия!»,
6. Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»,
7. Гонсалес Гальего «Белое на черном», «Я сижу на берегу...».

Законодатель литературной моды, известный московский литературный критик Лев
Данилкин
составил список из 50-ти книг, которые достойны быть переведенными на другие языки, чтобы представлять в мире российскую литературу последних лет. Рейтинг можно увидеть здесь.

share
print