Истории

Собор — такой же человек, только большой и каменный

Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров впервые в формате пресс-конференции встретится с журналистами по поводу грядущего 200-летия начала строительства Исаакиевского собора и сразу, еще до основного выступления и вопросов, заявил, что в ближайшее время никакого изменения статуса Государственного музея-памятника не предвидится. То есть Исаакий остается музеем.

Дальше речь пошла о грядущей важной дате — 200-летнем юбилее начала строительства четвертого Исаакиевского собора в Петербурге (до нынешнего ведь было три церкви во имя святого Исаакия Далматского, потому что Петр Первый родился в день памяти этого святого и неслучайно Исаакий Далматский также один из небесных покровителей Петербурга).

К юбилею музей подготовил уникальную выставку, которая откроется 7 марта в Российском этнографическом музее и проработает до 1 апреля, так что стоит обязательно за эти дни туда прийти и посмотреть, тем более, что для публики вход будет бесплатным.

Юлия Ушакова, руководитель выставочного проекта, рассказала, что там покажут то, что вблизи в обычной жизни петербуржцы, да и не только увидеть просто никогда не смогут — голубя, символизирующего Святой Дух и обретающегося под куполом собора. Голубь был там с момента освящения храма. до того времени, как в Исаакии сделали Антирелигиозный музей и закрепили под куполом маятник Фуко. Потом, в девяностые, когда маятник убрали, голубь вернулся на место. Ныне идет реставрация фонарика, где был закреплен голубь, поэтому появилась уникальная возможность рассмотреть символ Святого Духа вблизи, а не вглядываясь в подкупольную высоту — более чем 70 метров вверх, когда птица кажется совсем маленькой. На самом деле у символа двухметровый размах крыльев и цвета он не совсем белого, как кажется, и еще у него есть тайна, но раскрывать секрет музейщики журналистам не стали — предложили сохранить интригу и пригласить горожан самим прийти посмотреть и все узнать.

На выставке расскажут об истории конкурса на строительство собора, покажут макеты других проектов, рескрипт императора Александра I о том, что победил проект Огюста Монферрана. Понятно, что подобная выставка может быть только межмузейной, кроме Исаакия экспонаты предоставили Эрмитаж, Петергоф, Музей истории Петербурга, Российский государственный исторический архив, Российская национальная библиотека и москвичи — Музей Василия Тропинина и художников его времени. Москвичи будут присутствовать в цифровом варианте, но летом привезут подлинники для отдельной выставки — малоизвестный портрет Огюста Монферрана и портрет подрядчика, получившего подряд на вырубку гранитных колонн для Исаакия — Самсона Суханова кисти самого Тропинина.

Мудров рассказал, что на Монетном дворе уже отчеканены памятные медали — ровно двести — к юбилейной дате, которые разойдутся по музеям и коллекциям. «Собор — такой же человек, только большой и каменный», — такое сравнение нашел для музея его директор. Борис Подольский, заместитель директора по реставрации, напомнил очевидное: Исаакий — огромное здание с огромным весом, и сообщил, что собор имеет равномерную осадку — один миллиметр в год, что не критично, за этим строго следят. Реставрацию фонарика, который еще в лесах, завершат к чемпионату мира по футболу, но уже началась реставрация нефов в южной части памятника, которую завершат к 2025 году. Уже два года, как в соборе поддерживается постоянная температура — 20 градусов ± 2 градуса, чего прежде никогда не было. Контроль за ней чрезвычайно важен для живописного слоя.

На севером портале будут реставрировать двери, сейчас подготовлена необходимая документация. На реставрационные работы памятник в 2018 году потратит 325 млн рублей, заработанных им самим (из этой суммы — 153 млн рублей собственно на Исаакий). На Большой Морской, 40, в здании, которое передано памятнику городом после того, как Сампсониевский и Смольный были переданы РПЦ, предполагается создать первый в России музей реставрации. По словам Юрия Мудрова, сейчас разрабатывается концепция, но само здание находится в состоянии сложном, особенно остро стоят проблемы с коммуникациями и инженерными сетями. После открытия юбилейной выставки Большая Морская, 40 станет приоритетным направлением работы музейщиков.

Приблизительно к 2022 году будет открыт музей реставрации. Что же касается помещения на Думской, предназначавшееся для концертов Хора под управлением Владимира Беглецова, то пока еще не решен вопрос со Сбербанком, который некогда вложил в него свои средства. Но хор продолжит свою концертную деятельность, заверил Юрий Мудров.

 

share
print