Истории

Сталин, Берия, Хрущев и все-все-все

Юмор? Сатира? Гротеск? Глупость или драма? Пожалуй, все вместе замесилось в недавно вышедшем фильме «Смерть Сталина». Это как совместить пьесу Евгения Шварца «Дракон» и стихотворение Корнея Чуковского «Таракан».

Как человеку, очень тонко относящемуся к юмору, мне пришлось три раза пересмотреть начало, так как дальше не шло. Казалось, что если так будет до конца, то я откажусь от затеи писать рецензию. Как в «шутках» про гранату во рту, или про воду и шоколад для спящего. Это не мой юмор, и кажется глупостью.

Притом, что я хорошо знаком с творчеством Армандо Ианнуччи. Создавать политические карикатуры режиссеру не впервой. Однажды с фильмом «В петле» он даже попал в номинацию на Оскар. Ну и еще создал ряд ярких сатирических работ, по большей части для телевидения. Порой это клоунада, порой острая сатира. В «Смерти Сталина» начало было чистой воды клоунадой.

Но затем все вернулось в нормальную колею. Повторный концерт Моцарта, во-первых, ярко показал народ «с улицы», а во-вторых, родил первый выход воробья Чуковского. Сперва хрупкая Мария Вениаминовна (Ольга Куриленко) отказывается играть второй раз, но за деньги как бы соглашается. Ну, а потом подсовывает в обложку пластинки записку, суть которой: «Сталин! Вы — тиран».

Усатый таракан сначала хохочет, а затем падает ниц. Ну, а дальше пошло-поехало. Собирается ЦК лишь для того, чтобы решить — вызывать врача или нет. Вроде, как и надо, но уж больно на трон хочется взлезть, а вот огласки не хочется. И тут уже перекличка со шварцовским Драконом, правда, внутри Кремля. Да и врача-то путного нет — все за решеткой. Но консилиум все-таки по тюрьмам набрали.

Вообще, если проследить предысторию фильма, то сценарий писался по… комиксам — графическому роману Фабьена Нури и Тьерри Робина «Смерть Сталина». Так что, сложно и говорить об исторической сути.

Если бы в Минкульте не забывали, что это комедия, не принимали бы его в серьез, и не мерили на себя, ну и не отбирали бы прокатное удостоверение. «Бравого солдата Швейка» — можно, а «Смерть Сталина» видишь ли «низзя».

Вообще у нас с политической сатирой беда. Вот Гитлера обстебывать — пожалуйста, можно даже Буша или Трампа, но наши скрепы — ни-ни. Лишь при Ельцине были «Куклы», аналоги которых во всем приличном мире как шли, так и идут по их ТВ. У нас этот проект уже с начала века канул в лету.

Что же касается персоналий, то, пожалуй, слишком скромна дочь Сталина Светлана (Андреа Райсборо), зато хороши ряд других персонажей. Звезда Голливуда Стив Бушеми постоянно играл подонков у Тарантино, был колоритным злодеем у братьев Коэнов, а также Мартин Скорсезе дал ему роль в сериале «Подпольная империя». Здесь он вышел на первый план в роли Хрущева. Одна мимика чего стоит.

Той же неповторимой мимикой выделяется и Маленков (Майкл Пейлин) — блюститель кресла переходного периода. Ну, а также Жуков (Джейсон Айзекс) — суровый дядька с автоматом Калашникова наперевес; Берия (Саймон Расселл Бил) ну и меня очень порадовал Руперт Френд в роли Василия Сталина — эдакого пропойцы и засранца.

И вся эта замечательная тусовка после того, как таракана съели, а дракона убили, стала судорожно пилить стул, на котором сидел палач народов, дабы водрузить на него свое тельце. Это была очень ярко показанная, уже без клюквы, как в начале фильма, старательно выписанная часть ленты. Ты за меня или за него? И наоборот.

Эдакие тараканьи бои, чтобы по Шварцу стать новым драконом. Особенно старательно в этом пытался преуспеть Берия, он даже чуть не задушил врачей, которые на несколько минут реанимировали Сталина. Ну, а Хрущев превращался в воробья № 2.

Чтобы его, будущего генсека затмить, Хрушева отправляют возглавить похороны Сталина. Тот, в свою очередь, пытается подставить Берию. Он, смазливый, почти слюнтяй, пытается вставить палки в колеса хитрому «ботанику» Хрущеву.

Но прошли похороны Сталина и тогда пробил час последней битвы. При помощи ряда товарищей из ЦК и, главное, при поддержке калаша Жукова в итоге таракан № 2 был съеден, точнее, убит и сожжен.

Фильм получился ну совсем не комедийный и даже не совсем сатирический и очень неровный. То, что мне удалось его посмотреть целиком только с третьего захода, кой о чем и говорит. То ярко, то неказисто. И это не просто т. н. ритмические сбивки, например, как в фильмах про военные баталии непременно вкрапляются любовные сцены, это другое.

Примерно такие же кубики появляются, например, у меня, когда пишу тексты несколько дней, сегодня язвительно, завтра томно.

Если фильм «Смерть Сталина» смотреть как реальное освещение событий, то действительно, он может показаться как издевательство, что преуспели заметить сталинисты во главе с Мединским. Но надо понимать, что это кино. Как, например, трилогия о трех мушкетерах с Боярским во главе. Правда, там тоже лишь штрихами. Разве что это «давно и не про нас».

Зато дух времени воспроизведен весьма достойно. И воронки, разъезжающиеся по городу за новыми жертвами. И тот же концерт. И, как говорит в момент похорон Василий Сталин, «вы все его медвежата». Тут снова вспоминается Чуковский:

Да и какая же мать

Согласится отдать

Своего дорогого ребёнка —

Медвежонка, волчонка, слоненка, —

Чтобы несытое чучело

Бедную крошку

замучило!

Плачут они, убиваются,

С малышами навеки

прощаются.

Ну и что хочется сказать напоследок. Вот бы «творения» псевдодоктора наук Мединского экранизировать в подобном ключе, причем не убирая и не вырывая из контекста исторические «факты», описанные в его опусах.

Ну, а фильм, в целом, вполне смотрибельный. Если не придираться к началу. Ну, а конец и вовсе поучителен. Под занавес картины перечисляются: Маленков; Берия; Брежнев и даты их барства на троне… Ничто под Луной, оказывается, не вечно. Даже Сталин смертен. Но это уже посыл для нового поколения вождей.

share
print