Впервые за последние три года в 2017 году случился рост ВВП России на уровне 1,5%. Впрочем, он оказался ниже, чем хотелось ЦБ и Минэкономики. С учетом того, что последние годы фиксировалось падение экономики, это как бы хорошо. Но фигурально это можно назвать ползком с низкого старта.
Бравурные речи президента о росте «свыше двух процентов» и Министерства экономического развития (2,1 процент), а также Центробанка (1,8−2,2%) не сбылись. Причем если первое полугодие получилось более-менее, то уже в третьем квартале начался спад активности, а в четвертом экономика и вовсе просела.
Откуда же взялся рост? Основным источником оказался частный потребительский и инвестиционный спрос. Но при этом, как всегда в нашей парадоксальной экономике, как отмечают эксперты, эти же факторы послужили торможению роста экономики в четвертом квартале.
Среди отраслей быстрее ВВП валовую добавленную стоимость увеличивали транспорт и хранение (3,7%), информация и связь (3,6%), а также торговля (3,1%), отмечает Росстат. Но самый большой рост ведомство зафиксировало в сфере культуры, спорта, досуга и развлечений — плюс 5%. Скорее всего, это связано с ведущейся повсеместно подготовкой к ЧМ 2018.
Закопавшись глубже в цифры, выясняется, что падение зафиксировано в сферах строительства (-0,2%), здравоохранения и соцуслуг (-0,2%), образования (-0,1%). Любопытно, но сельское хозяйство, правда, вместе с рыболовством и лесом, несмотря на громкие заявления о рекордных урожаях, выросло ниже среднего — на 1,2%.
Ну и очень заметная цифра — разница между экспортом и импортом. Если в 2016 году был определенный крен в сторону экспорта — почти + 7% ВВП, то в 2017 наоборот — 7,6% в пользу импорта. Это сравнительные характеристики год к году, но в общем показательно. Импортозамещение, однако.
Что касается торговли, то здесь, в первую очередь, сыграли свою роль два фактора: отложенный спрос и облегченный алгоритм получения кредитов. Домохозяйства ждут более активного экономического роста, после чего у них появится больше возможностей вернуть кредиты. Дождутся они или нет — сложно гадать. Понятно, что до 18 марта граждан будут пичкать деньгами, создавая иллюзию наступившего светлого будущего. Но вот потом.
Еще один казус — это добыча полезных ископаемых (рост 1,4%). Хотя ожидалось, что показатели будут скромнее, особенно в связи с соглашением со странами ОПЕК об ограничении добычи. Но как бы там ни было, это означает, что мы так и не соскочили с нефтегазовой иглы, несмотря на все послания президента и пресс-конференции первого лица.
А оно как раз вещало днем ранее на заседании президиума Госсовета, посвященном развитию промышленного потенциала. «По итогам прошлого года промышленный рост в России составил 1%. Безусловно, это удовлетворить нас не может. Конечно, мы знаем и положительные стороны этого роста, ряд секторов показывают хорошую динамику. Это транспортное машиностроение, автопром, фармацевтика, текстильная, пищевая, химическая промышленность», — сказал президент.
Путин добавил, что в прошлом году в России производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава выросло на 33%, автотранспортных средств — более чем на 13%, а лекарств — на 12,3%. Но это так, ремарки. Производство подвижного состава — это госинвестиции, почти как подводные лодки. Автотранспорт — это упрощенные кредиты. Ну, а лекарства — да, производство с высокой добавленной стоимостью плюс опять-таки поддержка государства.
Машины и локомотивы — это драйвер развития страны, безусловно. Но в свое время директор Петербургского филиала «вышки» Александр Ходачек рассказал корреспонденту MR7 о том, как увидеть дно. Показатель выхода из кризиса страны, отметил он, — «обилие башенных кранов. Вот когда вы увидите, что их стало больше, значит страна начала развиваться». А у нас строительство дало 99,8 по сравнению даже с низкой базой 2016 года.
Ну и еще один тезис экономики России, который доклад Росстата подверг сомнению. Это то, что Россия — социальное государство. Те же 99,8% к позапрошлому году дали социальная сфера. И это даже при том, что в начале 2017 года по 5 тысяч выдали каждому пенсионеру. Ну, а образование и здравоохранение попросту стали хуже финансироваться. И, как следствие, недодали в ВВП свой более серьезный показатель. Как итог: снова коррупция и поборы с родителей/больных. В тени все это ВВП.
По Петербургу и Ленинградской области сводные данные на сайте Петростата еще не опубликованы, хотя в Росстат эти показатели уже были отправлены и сосчитаны. Есть только данные по темпам роста производства. Петростат уверяет, что «индекс промышленного производства в январе-декабре 2017 года по сравнению с соответствующим периодом 2016 года составил 105,5 в Санкт-Петербурге, в Ленинградской области — 100,2%".
Тем не менее кое-что удалось найти. Так январь-декабрь 2017 года, по сравнению с годом ранее, дал весьма любопытные показатели. Например, строительство в СПб скуксилось — 96,2, а вот в ЛО наоборот, 108%. А вот торговля активней была в городе (102,9), против 99,1% в области.
Как всегда, любопытны показатели средней заработной платы по Санкт Петербургу и Ленинградской области. Так вот, оказывается, в СПб за январь-ноябрь 2017 года по-прежнему зашкаливает: по итогам 11 месяцев средняя зарплата работающего населения составила аж 52 714 рублей в месяц и выросла на 9,9%. В ЛО показатели скромнее — 38 042 рубля и рост на 7,1%.