Истории

Пропаганда в фарфоре как голос времени в СССР

Эрмитаж открыл традиционную выставку из цикла «Поднесение к Рождеству» — это «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда». Выставка будет работать до 1 апреля 2018 года.

Агитационный фарфор из коллекции Государственного Эрмитажа Императорского фарфорового завода — феномен советского, российского искусства. Хрупкий и нежный фарфор стал средством пропаганды. Причем не только массовой, а довольно изысканной и избирательной — на экспорт, примеру, или в дар, или в коллекцию, потому что расписные сервизы и многофигурные композиции не служили товаром для всех и каждого, а создавались специально к событию и ограниченными тиражами.

Сергей Чехонин, ученик Репина, мирискусник, после Октября становится художественным руководителем Государственного фарфорового завода, привлекает художников, сам создает и формы, и рисунки. Для Чехонина роман с революцией завершился в 1928 году — он эмигрировал в Париж, умер своей смертью в 1936 году в Третьем рейхе и в эмиграции уже почти фарфором не занимался.

На выставке тарелки с Лениным и Луначарским, сервиз к 10-летию Октября — форма, роспись — Чехонин, витые ручки фарфоровых емкостей — Наталья Данько. В фарфоровой пропаганде воспели все — коллективизация, индустриализация, челюскинцы, папанинцы, пограничники и разведчики, спортсмены и спортсменки, дружба народов СССР в виде улыбающихся красивых молодых людей и девушек под сталинским портретом (многофигурная композиция «Под солнцем Сталинской конституции» (1951−1952), великие стройки.

IMG_20171222_151617

Вот безупречной формы чайник. На нем рисунок — какой-то барак, узкоколейка, вагонетки, штольня вдалеке. Это, конечно, стройка коммунизма, но мы видим это уже совсем иначе.

IMG_20171222_151751

На выставке представлены два блюда двадцатых годов. Одно хранится в Эрмитаже и называется «Страдание России» — оно расписано молодой красавицей, которой предстоит стать легендой русского фарфора — Александрой Щекотихиной-Потоцкой. Этот рисунок о Голоде в Поволжье. Крестьянка с иконописным ликом — ликом Богоматери — заступницы плачет черными слезами над малыми голодными, тянущими к ней руки детушками.

IMG_20171222_145518

И другое блюдо, созданное самим Чехониным в 1922 году. Искусствовед Эрих Голлербах упоминает о нем в журнале «Русское искусство» за 1923 год и дает название «Ужас». Голлербах пишет еще о двух блюдах Чехонина — «Скорбь» и «Голод», но где они — мы не знаем. А «Ужас» — вот он, впервые показан в Эрмитаже. Блюдо оказалось в коллекции Голлербаха. В блокаду, зимой 1942-го, обессилевших искусствоведа и его жену вывозят через Ладогу, машина уходит под лед, жена Голлербаха гибнет страшной смертью на Ладоге, а он умирает уже в Вологде, в самом начале марта… «Ужас» ныне находится в частной коллекции. Страшная голова, схожая с Горгоной простирается над домами и куполами церквей — вот что такое «Ужас» Чехонина. В Эрмитаже не стали журналистам трактовать и комментировать этот сюжет.

IMG_20171222_150803

И после XX съезда, в «оттепель» на Ленинградском фарфоровом заводе создавали агитационный фарфор. Вот «Люди свободной Африки», вот борьба за Мир, многочисленная ленинская тематика. Но того сумасшедшего накала и изысканности линий двадцатых, сладкого и подробного соцреализма тридцатых уже не встретишь. Эпоха поменялась.

Из новейшего на выставке — шахматная фарфоровая доска с фарфоровыми же фигурками-символами. Называется «Национальное богатство». Угадайте, что символизируют пешки? Бочки с нефтью.

Традиционное поднесение к Рождеству этого года — работа признанного классика фарфора, современной художницы Инны Олевской. Она называется «Чечня», создана в 2000 году и посвящена Чеченским войнам и погибшим на них. Эта работа передана в коллекцию Государственного Эрмитажа.

share
print