Ученые СПбГУ дали имя первому яйцу динозавра из Западной Сибири

Российские ученые исследовали яйцо древнего ящера, которому впервые в истории отечественной палеонтологии присвоили научное имя. Новый оовид (так называют виды древних яиц) получил название Prismatoolithus ilekensis — в честь илекской свиты, геологической формации, где обнаружили уникальную находку.

Обнаружили окаменелость еще в 2008 году недалеко от села Шестаково Кемеровской области на одном из самых известных местонахождений динозавров в России. Однако внимательно изучить находку палеонтологам из СПбГУ, Томского государственного университета, Зоологического института РАН и Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН удалось лишь недавно: результаты исследования опубликовали в журнале Historical Biology. Оказалось, что возраст яйца составляет около 120 миллионов лет, а принадлежит оно, скорее всего, мелкому хищному динозавру или протоптице. Эта вторая подобная находка за всю историю отечественных палеонтологических исследований и самое древнее яйцо, найденное в России.

Точное название динозавра, заботившегося об этом яйце, пока остается для исследователей загадкой, хотя специалисты склоняются к версии, что «мамой» была самка хищного динозавра-теропода из семейства троодонтид. Эти хищники наиболее близки современным птицам: они были пернатыми, походили на крупных куриц и не достигали больше одного метра в высоту. Поэтому и найденное яйцо довольно невелико — всего два сантиметра в поперечном срезе и около четырех в самой длинной его части. Эмбрион животного, увы, не сохранился: видимо, кладка была разрушена во время половодья.