Истории

Петербургский омбудсмен не считает разгон акции 12 июня обоснованным

Уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов отметил, что не разделяет позицию об обоснованности жестких силовых действий по пресечению несогласованного митинга 12 июня 2017 года, последующих административных задержаний до 48 часов и судебных решений об административном аресте сотен людей.

Семинар  руководителей подразделений ведомства, посвященный вопросам обеспечения правопорядка во время массовых публичных мероприятий, состоялся 10 августа в Культурном центре ГУ МВД по СПб и ЛО. В мероприятии участвовал Александр Шишлов. Он один из инициаторов обсуждения правоохранительными структурами и государственными правозащитниками проблем, выявленных в ходе массовых акций 12 июня 2017 года.

Александр Шишлов отметил, что не разделяет позицию, что жесткие силовые действия по пресечению несогласованного митинга 12 июня, последующих административных задержаний до 48 часов и судебных решений об административном аресте сотен людей, обоснованы.
 
- Очевидно, что в части судебных решений история не закончена и будет предметом рассмотрения не только в городском суде, но и в других судебных инстанциях, в т. ч. Верховном суде РФ и Европейском суде по правам человека. И, что не менее важно, эта ситуация является предметом рассмотрения в Совете по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России, который готовит доклад для главы государства по проблемам реализации свободы собраний. Соответствующие материалы по Санкт-Петербургу представит и аппарат Уполномоченного. Поэтому правильно, что сегодня организован такой семинар, и мы имеем возможность высказать свои наблюдения и рекомендации, – сказал омбудсмен.
 
По мнению Александра Шишлова, события 12 июня вновь показали, что самоустранение органов власти от обязанности содействовать реализации прав, гарантированных статьей 31 Конституции России, фактически провоцирует людей с активной гражданской позицией проводить несогласованные акции, разрушает уважение к закону, подрывает доверие к государству.
 
- Это еще раз подтверждает необходимость изменений в правоприменительной практике и законодательстве о митингах, исключающих произвольное применение запретительных норм и обеспечивающих реализацию конституционного права на свободу мирных собраний. Я уже предложил провести в Законодательном собрании Санкт-Петербурга парламентские слушания по этой теме, в т. ч. по  созданию и использованию специально отведенных мест для публичных мероприятий, т. н. «гайд-парков». Они нужны в центре города и должны использоваться по прямому назначению, а не для организации иных мероприятий. Не следует искать надуманные предлоги для отказа в согласовании публичных акций,  предлагать организаторам заведомо неприемлемые, зачастую издевательские варианты. Тогда и полиции будет легче работать, уменьшится необходимость в отвлечении больших сил и средств от важнейших задач по противодействию преступности, – подчеркнул Шишлов.
 
Уполномоченный призвал сотрудников правоохранительных органов отличать мирных участников несогласованного публичного мероприятия от тех, кто преследует иные цели, от хулиганов, экстремистов и провокаторов, напомнив, что согласно позициям Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека, ответственность за нарушение порядка проведения публичных мероприятий должна наступать только в тех случаях, когда их проведение создало настоящую угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью как участников, так и других лиц. 
 
Уполномоченный с сожалением констатировал, что 12 июня на Марсовом поле жесткие, силовые методы применялись и к тем, кто на деле в акции не участвовал (не имел плакатов, не выкрикивал лозунги), а зачастую и вообще не имел отношения к непосредственному участию в несогласованном митинге – к случайным прохожим, журналистам, наблюдателям, среди которых были члены СПЧ и депутат Заксобрания Петербурга Максим Резник. Массовые задержания, не обусловленные необходимостью, закономерно привели, по оценкам омбудсмена, к другой проблеме – невозможности объективно, своевременно и в соответствии с законом оформить протоколы об административном задержании и правонарушении: военнослужащие Росгвардии передавали задержанных на Марсовом поле граждан полиции, при этом какие-либо рапорты, судя по имеющимся данным, не составлялись. В результате в отделах полиции не имелось каких-либо конкретных данных о фактических обстоятельствах задержания.
 
Несмотря на то, что  положениями части 1 статьи 27.3 и части 1 статьи 27.6 КоАП РФ установлено, что административное задержание можно примять лишь в исключительных случаях, эту меру обеспечения (задержание на срок до 48 часов) применяли практически повсеместно. При этом сотням задержанных не обеспечили надлежащие условия содержания в отделах полиции.
 
В аппарате омбудсмена также вызывает вопросы практика «двойной квалификации» правонарушений за участие в несогласованном публичном мероприятии и неподчинение требованиям сотрудников правоохранительных органов о прекращении участия в указанных мероприятиях. Задержанным 12 июня назначили наказание по административным правонарушениям, предусмотренным  частью 2 статьи 20.2 и частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ. Однако в соответствии с положениям пункта 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, а не самостоятельным административным правонарушением (за исключением случаев, если указанное обстоятельство предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения). Согласно позиции Генпрокуратуры РФ одновременная квалификация содеянного по части 2 статьи 20.2 и по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ может повлечь неоднократное привлечение граждан к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, что запрещено законом (часть 5 статьи 4.1. КоАП РФ).
share
print