«Точка доступа» превратит город Ленина в город Леннона
В Петербурге покажут 7 перформансов к столетию революции — специальный проект от известного немецкого театрального деятеля Флориана Мальцахера для фестиваля «Точка доступа», разрушающего стереотипы о театре. «МР» узнал подробности их первых рук.
Чувство реальности и возможности
В этом году в Петербурге в третий раз пройдет театральный фестиваль «Точка доступа», раскрывающий новые грани современного театра. Он живет в любом пространстве (от рынка и храма до парка и музея), где есть актеры, режиссер и зрители, готовые открывать современное искусство, новые места в Петербурге и видеть старые в неожиданном ракурсе. Одна из программ фестиваля сделана совместно с Гете институтом и посвящена годовщине Октябрьской революции.
— Подзаголовок нашей программы — «Чувство возможного», — рассказывает куратор революционной составляющей «Точки доступа» Флориан Мальцахер. — Драматург Роберт Музиль говорит о том, что если есть чувство реальности, то должно быть и чувство возможности, чувства и способности представить другой мир, который полностью отличается от того, что есть здесь. Именно это нас интересует применительно к столетию революции 1917 года. Как именно можно представить другой мир, новый мир, другое или новое искусство? И не важно, разделяем или не разделяем мы те методы, те идеи, которые витали тогда в воздухе. Важно, что была идея, представление о том, что можно взять историю в свои руки и повернуть ее и изменить весь мир. Интересно посмотреть на революцию с точки зрения самого искусства: что происходило с художниками в те годы, какие идеи ими двигали.
Параллели в Русском музее
На революцию через призму искусства решила посмотреть румынская художница, актриса и хореограф Александра Пиричи, выдающийся, по мнению Флориана, хореограф своего поколения. Петербуржцам Пиричи знакома по фестивалю Манифеста: многие видели ее хореографический перформанс «Мягкая власть»: из людей была сооружена «копия» памятника Ленину у Финляндского вокзала. Новый перформанс Пиричи «Хрупкие инструменты вовлечения» состоится в Русском музее и снимет революционные сливки с полотен русского авангарда.
Флориан Мальцахер: Перформанс пройдет в работающем музее. Посетители будут ходить по залам, а Александра будет на протяжении двух дней, четыре часа подряд каждый день, делать перформанс. Это история про взаимоотношения искусства и политики. Мы совместим картину Натальи Гончаровой «Велосипедист» с предсмертной речью Сальвадора Альенде во время государственного переворота в Чили и «Умирающим лебедем» Анны Павловой. Вспомним о современных примерах, как Меланья Трамп слово в слово повторяет речь Мишель Обамы, и услышим стихи Анны Ахматовой. Или пример Йозефа Бойса, художника, который в Японии рекламировал виски для того, чтобы иметь возможность профинансировать свои художественные акции на фестивалях, и репортаж о казни румынского диктатора Николае Чаушеску.
Желтая подводная лодка в Неве
Большевики сделали революцию в России, а ливерпульская четверка перевернула представления о музыке и дала миру новых вождей — поп-идолов. Таков посыл спектакля-фантазии немецкой театральной труппы, решивших объединить большевиков с «Битлз» и провозгласить «марксизм-леннонизм».
Флориан Мальцахер: Петербуржцы первыми в России вживую увидят очень известную немецкую театральную труппу «andcompany&Co». Выступление состоится в ДК работников связи. Мы увидим перформанс Imagine. Это альтернативная история в перестроенном в конструктивистском стиле здании. «andcompany&Co» достаточно свободно обойдется с русской историей. Они переименуют Ленинград в Леннонград. Это все звучит достаточно смешно, заставляя нас задуматься о том, как именно делается история и как она потом воспринимается.
FEмининная REдакция REволюции
Еще один дебют в России — перформанс голландского композитора Томаса Мюрмеля о революции глазами женщин, также пройдет в ДК работников связи. Это микс музыки, аудиоэффектов и текстов — «живых» включений свидетельниц эпохи. Прозвучат, например, фрагменты дневников британской суфражистки Эммелины Панкхёрст, жены директора Французского института в России Луизы Паттуйе. «Заговорит» на «Точке доступа» и Мария Бочкарева, командовавшая женским «батальоном смерти».
Флориан Мальцахер: Томас написал музыку специально для этого выступления. Вдохновляло его известное произведение Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир». Его особенно занимают фигуры женщин, роль женщин в революции. Такая нить, которая протягивается через всю его программу.
Любовные треугольники революции
Свободные отношения полов, взгляд на брак, как пережиток прошлого — революция 1917 года перевернула представления о семье. Несколько немецких и петербургских режиссеров решили подсмотреть в замочную скважину истории и увидеть, как революция ломала и строила личную жизнь. Любви и революции посвящены два проекта: «Квартира 44» — о романе Ахматовой и Пунина (автор — Ольга Житлина), и «Афган-Кузьминки» лиричная история на Апраксином рынке (проект Павла Арсеньева и Кети Чухров).
Флориан Мальцахер: Эти проекты посвящены взаимоотношениям полов в эпоху неолиберализма. Что осталось от революционных утопий о равноправии мужчин и женщин? Как такие разные люди, как Ахматова и Пунин могли жить рядом? О чем они говорили, о чем спорили за кухонным столом? Вообще, какая именно модель семьи преследовалась, когда Ахматова создавала свою собственную семью?
Утопия Нарвской заставы
Что стало с одним из самых революционных районов Петрограда 100 лет спустя — этим вопросом задались авторы спектакля-прогулки «Вокруг да около».
Флориан Мальцахер: Это конструктивистский район и он до сих пор очень впечатляет. Стоящие на Нарвской заставе здания, с одной стороны, являются воплощением утопий, а с другой — воплощением краха этих утопий. Эта экскурсия как бы перекидывает мостик к истории, к вопросам и проблемам этого района сегодня. Это будет эксперимент не только с художественными средствами выражения. Авторы комбинируют разную музыку, исторические документы, звуки и т. д. Экспериментируют с моделями внутренней организации работы, как, например, строить художественный коллектив, какая иерархия внутри этого коллектива возможна.
Революция сознания
Способен ли актер совершить революцию в сознании зрителя? Как вожди революции манипулировали сознанием миллионов людей? Ответы на эти вопросы ищет в моноспекаткле швейцарский актер и режиссер Борис Никитин.
Флориан Мальцахер: Работа Бориса Никитина «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» посвящает себя вопросам практической психологии, как действительно завоевывать друзей, как продвигать себя, как делать шаги вперед в жизни. Вера в эти принципы у Бориса Никитина объединена с революцией. Как именно поверить в идеи, которые движут революционерами и как измениться.
В целом, мне очень нравится, что наша программа соединяет исторические места, исторические события языком современного искусства и современными средствами. Что важно, все это новые театральные формы, которые очень сложно сравнимы с друг другом, это очень разнообразные мероприятия, кроме того, они позволяют открывать для себя новые места, чем всегда и отличался фестиваль «Точка доступа».
Подробная программа — на сайте фестиваля.