Истории

Романтический портрет исчезающей эпохи

Более 80 полотен Виктора Борисова-Мусатова и его последователей – участников общества «Голубая роза» — впервые в одном экспозиционном пространстве. «МР» поговорил о потустороннем и оригинальности в живописи с кураторами выставки.


Владимир Леняшин,

завотделом русской живописи второй половины XIX-XX вв. Русского музея:

Поэзия красок. Мы не ставили задачу показать «Голубую розу» как очень мощное и одно из центральных явлений в эволюции русского символизма. Эти аспекты были затронуты на выставках «Мир искусства». Нам хотелось раскрыть «Голубую розу» как сложное явление синтетического характера, связанное с поэзией, музыкой. Показать художников, их талант. Романтический портрет исчезающей эпохи. Показать эти фигуры, показать каркас, на котором все держалось. Для понимания творчества «Голубой розы» картина Милиоти «Рождение Венеры» — эталонная вещь, концептуальная. Как в стихотворении Мандельштама: «Она еще не родилась, Она и музыка и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. Да обретут мои уста Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста!» Это мир с той стороны зеркального стекла, как в «Зеркале» Тарковского. Когда неожиданно проступает что-то другое. Полное освобождение.

Оркестр импрессионистов. Конечно, это оригинальное искусство. А идеи носятся в воздухе, они всюду. И импрессионисты были не только во Франции. Есть базовые, архетипические вещи, и есть самобытность. У испанцев импрессионизм мажорный, звонкий, звенит и подпрыгивает. Наш импрессионизм более грустный, печальный и лирический. Это некое движение, но на каждой почве оно проявлялось по-своему... Здесь нельзя смотреть, как в спорте 5,6, 5,7 или 5,8. Какая разница? Есть явление, кто-то что-то в нем пораньше сделал, что-то позже. Надо просто смотреть и наслаждаться — красота-то какая! Конечно, они отличаются. Кто-то как скрипка, кто-то альт, но надо уловить, целостно воспринимать, уловить мелодию и получать наслаждение.

Владимир Круглов,

ведущий научный сотрудник Русского музея:

Голубые грезы. Голубая роза – это цветок, который не существует. Сейчас он выведен, а в 1907 году его не существовало. Было такое поверье, что вдохнув запах этого цветка, человек теряет связь с окружающим. Они писали на тему сказок, грез и снов. Обращались к миру театра. И Востока – им казалось, что там еще сохранилась гармоничная жизнь, в отличие от Запада, где бетонные коробки городов изуродовали человеческую природу. Это символисты — художники переломного времени. Они создавали свой ностальгический мир, сожалея об исчезающем быте дворянства. Разделяли идеи о двоемирии, где обыденная реальность – лишь отражение романтического мира высшего света. Отказ от рассказов живописи, перенос внимания на колорит, на линию, на цветовое пятно — это художники считали самым главным. Потому что именно цвет и линии должны передать те или иные переживания или состояния героев. На выставке «Голубой розы» 1906 года все ругались со страшной силой. Считали, что это верх декадентства, распад в искусстве. И что художники просто валяют дурака. Позднее поэт Сергей Маковский назвал их работы «тихой часовней в искусстве». Они хотели с помощью своего искусства превратить земной мир, который, по их мнению, представлял собой бледную копию мира небесного, в царство добра и света. Естественно, после революции такая концепция была названа «формализмом» и искусство русских символистов было на долгие годы предано забвению. Сегодня работы Павла Кузнецова, Николая Крымова, Сергея Судейкина, Мартироса Сарьяна, Петра Уткина, братьев Милиоти и, конечно, самого Борисова-Мусатова - всего около восьмидесяти полотен - объединились снова в стенах Михайловского замка. И все вместе они создают ощущение прихода тихой, нежной русской весны, которая благодаря этим художникам стала вечной.

До 29 мая
Михайловский (Инженерный) замок: Садовая ул., 2
150-300 руб.

share
print