Библиограф высокой квалификации
На втором заседании суда 11 апреля 2017 года были заслушаны свидетели. Выяснилось что непосредственная начальница Татьяны Шумиловой – руководитель информационно-библиографического отдела РНБ Надежда Веденяпина получала утром 30 января электронное письмо, в котором Шумилова сообщала ей, что выходила на работу 9 января, а сегодня, 30, просит отгул. Веденяпина при этом видела Шумилову 30 января на рабочем месте примерно до полудня несколько раз, но не спросила ни о чем. Но потом вдруг хватилась – примерно после трех, но позвонить не смогла, сначала говорила – было некогда, потом рассказала, что у нее не было мобильного телефона Шумиловой (и узнать его, конечно, было не у кого. – Прим. ред.).
Несмотря на занятость, Надежда Веденяпина потом нашла время, чтобы пойти в службу безопасности и просмотреть записи с видеокамер, где зафиксировано время 13:17, когда Шумилова покинула библиотеку.
«Татьяна Эдуардовна – главный библиограф, библиограф высокой квалификации, соответствует своей должности, по качеству ее работы никогда не было претензий», - не стала кривить душой Надежда Веденяпина, но уверяла суд, что акт об отсутствии Шумиловой на рабочем месте был составлен тогда же, 30 января, вечером, хотя Шумилова более чем уверена – акт составили 2 февраля, поставив дату задним числом, тогда, когда уже было опубликовано ее интервью.
Выступил в качестве свидетеля историк Анатолий Разумов, составитель книги памяти жертв сталинских репрессий «Ленинградский мартиролог» и базы данных «Возвращенные имена, руководитель одноименного центра при РНБ, один из создателей и историк мемориала «Левашовская пустошь». Разумов работает в Публичке со 2 октября 1978 года, нынешняя его должность – главный библиотекарь отдела библиографии и краеведения. Он рассказал суду, что Татьяну Эдуардовну Шумилову знает все годы ее работы в библиотеке – больше 30 лет, что один из коллег, узнав об увольнении Шумиловой, воскликнул: «Это худшее событие в нашей библиотеке за все последние годы!»
Разумов с ним согласен и вот почему: «Татьяна Эдуардовна Шумилова – один из наиболее работоспособных, работящих и радеющих за честь библиотеки сотрудников, она считает, что проблемы библиотеки нужно обсуждать и решать, но она именно из тех, кто наиболее пунктуально соблюдает правила рабочего расписания, и вот такому человеку нанесли удар – ведь она никогда не имела ни одного взыскания».
Историк рассказал, что все эти годы Шумилова, кроме плановой работы своем отделе, принимает участие в создании «Ленинградского мартиролога», ведении базы данных по 630 тысячам погибших в блокаду, базы данных сайта «Возвращенные имена», причем всю эту работу она делает в свободное время, дома, в выходные.
Посмотрите, что она говорит в интервью
На вопрос адвоката Шумиловой Анны Сунгуровой, известны ли ему обстоятельства, связанные с увольнением Шумиловой, Анатолий Разумов рассказал, что в библиотеке многие уже 2 февраля обсуждали, какие дисциплинарные меры будут предприняты в отношении Шумиловой после ее выступления на пресс-конференции 30 января и интервью, вышедшего 1 февраля. Оно оказалось резким и вызвало бурю чувств в администрации библиотеки. Думали – до увольнения дело не дойдет, но на следующий день, 3 февраля, стало ясно, что ситуация серьезная. Тогда Разумов с Эльмирой Урусовой – руководителем социально-экономической группы РНБ – решили пойти к руководству отдела кадров, а перед этим историк пришел к непосредственной начальнице Шумиловой Веденяпиной. Она сообщила, что «дело плохо», в юридической службе сказали: «А вот посмотрите, что она (Шумилова. – Прим. ред.) говорит в интервью». Разумов тогда еще не читал интервью, но когда он с этим текстом ознакомился, с его точки зрения каждый имеет право высказывать то, что он думает о проблемах библиотеки. «Может быть, мое интервью было бы куда резче, чем у Шумиловой», – заявил историк.
Он рассказал, что 6 февраля подписал коллективное письмо в защиту Шумиловой. Сотрудники отнесли его в приемную Вислого, и свое собственное письмо Вислому в защиту Татьяны Шумиловой – заверенные копии писем находятся в суде, но их пока не приобщили к делу, так как юридическая служба библиотеки сомневается в их подлинности и наличии в приемной оригиналов.
Разумов припомнил еще одну деталь – все документы по увольнению Шумиловой подписывала 7 февраля и. о. генерального директора РНБ Елена Тихонова, Вислый в этот день в библиотеке был, «в должность не вступал», но почему-то командировку Разумову в тот же день подписал сам.
«Это не мое отдельное предположение – каким образом затеялось увольнение Шумиловой. Все знают в библиотеке, что это просто давление Министерства культуры – сработало по вертикали, и два ключевых свидетеля – Александр Иванович Вислый и Елена Валерьевна Тихонова». И еще добавил Разумов: «Все знают, что Татьяну Эдуардовну увольняют за то, что она в интервью упомянула господина Мединского вместе с его диссертацией – вот это основная причина, и это по вертикали было спущено, а с моей точки зрения, насколько я вижу Александра Ивановича (Вислого. – Прим. ред.), он дважды честно выразил свою позицию: он совсем не против, если суд восстановит Шумилову, это он сказал нашему профоргу в беседе с ней, когда та пришла и сказала: «Как же так, будет суд, такой шум», и он сказал: «Пусть восстановят и пусть приходит», и второй раз он сказал во время телемоста в ТАСС».
Мы скажем «спасибо» тем, кто не молчал
«Кто мешал дирекции библиотеки любую другую меру применить к сотруднику, к которому никогда не было претензий – вот ключевой вопрос, - резюмировал Разумов. – Господин Мединский, с моей точки зрения, не выполнит задачу слияния библиотек – это не состоится. Татьяне Эдуардовне когда-нибудь так же, как и Никите Елисееву (библиограф РНБ. – Прим. ред.), скажем мы спасибо». Разумов сообщил, что уже не рассматривают идею перевозки Русского фонда из старого здания, чтобы в последнем сделать лишь музей. И это благодаря тому, что есть сотрудники, радеющие за честь библиотеки, и они не смолчали».
Напомним, Татьяна Шумилова, главный библиограф информационно-библиографического одела РНБ, была уволена «за прогул» - за отсутствие на рабочем месте больше 4 часов (4 часа 13 минут), хотя предупредила руководство, что возьмет день 30 января в счет 9 января, когда вышла из отпуска раньше срока. Шумилова 30 января пришла в качестве слушателя на пресс-конференцию с выдающимися библиотечными деятелями Петербурга, на которой они высказывали опасения по слиянию РНБ и РГБ, гендиректор РНБ Вислый также был приглашен, но не явился, сославшись на плотный график. Шумилова после пресс-конференции с места выступила и высказала свое мнение по слиянию библиотек, а затем дала интервью ИА «Росбалт». Интервью появилось на сайте агентства с среду, 1 февраля, а 2 февраля закрутилась история с увольнением «за прогул» одного из старейших и уважаемых сотрудников РНБ – Шумиловой.
В Петербурге несколько месяцев проходила серия одиночных пикетов против слияния библиотек и ситуация с РНБ стала одним из поводов массового митинга в защиту Петербурга, состоявшегося на Марсовом поле 18 февраля и собравшем не менее 10 тысяч человек.