Сальвадор Дали наедине с Ренессансом
В Музее Фаберже открыта выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» — в Петербурге впервые можно будет увидеть «столько Дали» — более 150 живописных и графических работ, предоставленных Фондом «Гала- Сальвадор Дали» (Испания), а также другими музеями и частными собраниями.
Чтобы привезти Дали в Петербург целый год велись непростые переговоры.
- Одни из них увенчались замечательно, другие провалились по политическим причинам, — рассказывает директор Музея Фаберже и председатель правления Культурно-исторического фонда «Связь времен» Владимир Воронченко. — Организация выставки стоила дорого. Владельцы фонда «Гала-Сальвадор Дали» требовали и особых условий перевозки: в грузовиках отдельными порциями, с сопровождающими.
В музейных залах — особый сумрак и особый свет. Картины рисунки освещаются так, что даже владельцы изумились — свет «вытаскивает» из картин цвет и яркость. Выставка показывает нам Дали — сюрреалиста, автора «параноидально-критического метода» и «сравнительной таблицы значимости художников», и классика, который в XX веке лет на сорок опередил современников-живописцев, вновь обратившись мыслями и творчеством к великим мастерам прошлого — Вермееру, Микеланджело, Рафаэлю, Перуджино.
На выставке представлены ранние сюрреалистические пейзажи Дали 1934−1937 годов — пустынные ландшафты Ампурдана в Каталонии, именно там — ураганный ветер трамонтана, про этот край говорил Дали: «В том, что все мы, родившиеся и живущие в Ампурдане, абсолютно ненормальны, вина трамонтаны». На выставке в Музее Фаберже представлена одна из самых интересных работ художника этого периода — «Пейзаж с загадочными элементами» (1934). Как сообщают устроители выставки — это недавнее и рекордно дорогое приобретение фонда «Гала-Сальвадор Дали». Картину купили у частного коллекционера в 2011 году, называется сумма в 11 млн долларов. В «Пейзаже с загадочными элементами» художник цитирует столь высоко ценимого им Яна Вермеера «Искусство живописи» (также известную как «Аллегория живописи» и «Мастерская художника»). Среди Ампурданской долины — на первом плане фигурка художника за работой. Это Вермеер. Вдалеке Дали изобразил себя — ребенка в костюме моряка, в сопровождении няни. Картина пронизана ровным невероятным светом, такого не бывает на Земле, реальность перемешана с призраками.
Мерцает таинственным светом «Женщина-бабочка». Дали написал ее по заказу фармацевтической фирмы — как рекламу нового транквилизатора. Лекарство признали наркотиком, изъяли из продажи. Но женщина-бабочка, олицетворяющая легкость и нереальность бытия, осталась. Она практически не выставлялась, поэтому увидеть ее здесь, в Петербурге, — редчайшая удача.
Внимательно вглядитесь в иллюстрации Дали к автобиографии гения Ренессанса — Бенвенуто Челлини, ювелира, скульптора, авантюриста. Дали обращается к творчеству Челлини в 1945 году. Между художниками пролегает 400 лет, но их соединяет Ренессанс.
Впервые петербуржцы смогут увидеть сто иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери — художнику эту серию заказал Государственный полиграфический институт Италии к 700-летию Данте. Между 1959 и 1963 годами рисунки воспроизведены в технике фотогравюры. И вот — они в Петербурге.
- Это тонкий процесс его развития, его возвращения к классике и своим источникам вдохновения, которые и побудили Дали стать художником. И мы видим, как в конце жизни он остается как бы наедине с ними — с Вермеером, Микеланджело, Веласкесом, Леонардо, — рассказал Жоан Мануэль Севильяно, управляющий директор Фонда «Гала — Сальвадор Дали».
Впервые в Петербурге и в России можно увидеть ряд произведений Дали, выполненных в начале 1980-х и посвященных творчеству Микеланджело. Дали пережил в 1982 году сильнейший удар — смерть Галы (Елены Дьяконовой), единственной, любимой жены. И в образах Пьеты, оплакивающей Христа, в образах, интерпретируемых Дали, но некогда созданных Микеланджело, проступают черты Галы. Дали в те годы, когда думали, что он уже ничего не создает, работает и мыслит, задумывается о потустороннем, отказывается от атеизма, размышляет о вечности.
В 1982-м он пишет своеобразное художественное завещание «По мотивам „Головы Джулиано Медичи“ Микеланджело»: в профиль Джулиано вписан пейзаж, в котором ночь и день соединены неразделимо, но не переходят один в другой, среди этого пустынного пейзажа (Кадакес? Испания?) за горизонт уходит прямая дорога. Две фигурки — мужчины и женщины — присели у камня в начале пути. Они уйдут — туда, за горизонт, откуда нет возврата.
Билеты «на Дали» раскуплены включительно до последних чисел мая. Выставка продлится по 2 июля. Устроители напоминают — она рекомендована для посетителей старше 18 лет.