Уйти от долгов, сымитировав собственную смерть, — все также актуальный, реальный и абсурдный сюжет пьесы А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» оживает цирковым балаганом и криминальной драмой в «Приюте комедиантов». «МР» поговорил с режиссером спектакля Семеном Серзиным.
«МР»: Текст середины XIX века звучит так, словно написан сегодня – тот же абсурд жизни с коррупцией и дуболомами в полиции и даже кредиторами и коллекторами. Расскажите, как сложился для вас выбор пьесы, какие темы, акценты для вас наиболее значимы?
Мне кажется, выбор материала в данном случае дело двоякое, как ты его выбираешь, так и он тебя. Можно долго говорить про актуальность, злободневность, юмор, сатиру Сухово-Кобылина, но мне в первую очередь она понравилась с той стороны, что в ней нет положительных героев. Некому сопереживать. И с этим интересно было разбираться. Пьеса очень театральная, сама по себе являет театр — и тут большое поле для фантазии. Мне очень интересно пробовать сталкивать театр и реальную жизнь...
История про мошенничество Тарелкина у вас начинается как лицедейское кабаре-глум с драматической развязкой в мрачно-зеленых стенах полицейского участка, где все ужасно, но при этом смешно. Как вы сами определяете жанр спектакля?
Мы определили его как «черная комедия». Хотелось, чтобы сквозь смех становилось в итоге страшно. От того, что весь этот бред про упырей и вурдалаков в итоге может стать материалом уголовного дела. И человека могут «закрыть», пытать. И все это, несомненно, связано и с сегодняшним днем и конкретно со страной, в которой мы живем. Часто жизнь в России напоминает какой-то фарс, бред.
Спектакль запоминается яркими актерскими работами. Расскажите, как подбирали исполнителей? У вас задействованы два состава актеров — насколько отличаются спектакли с их участием?
Мне кажется, нам удалось собрать очень крутую компанию, что очень важно. И это не только актеры, но и композитор, художник, хореограф и все цеха, которые работали над спектаклем. Со всеми артистами я был знаком, работал до этого не со всеми. Состав все время менялся — кто-то уходил, кто-то появлялся, и, в итоге, получилась такая компания. Мне это очень нравится в театре — это очень живая материя, никогда не знаешь, что получится в итоге, даже актерский состав бывает не предугадать. Я пока не знаю, каким будет спектакль, он только встает на рельсы. И составы — я пока точно не могу сказать — чем отличаются.
Сейчас все чаще театральные постановки преподносятся как соавторские проекты режиссера, художника, хореографа и композитора. Вам близка такая трактовка или вы придерживаетесь собственного видения спектакля, в котором все подчинено режиссерскому замыслу и все вращается вокруг ваших идей?
Мне кажется, режиссер должен быть локомотивом, от него исходит толчок, чтобы все сдвинулось, но, как я уже сказал, главное – это компания, с которой ты начинаешь сочинять, заниматься сотворчеством.
«Смерть Тарелкина»
17, 23, 31 марта, 6 и 12 апреля, 19:00.
«Приют комедианта»: ул. Садовая, 27.