Неоткрытые памятники
В Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка «Образы памяти». На ней представлены наиболее интересные проекты памятников подвигу жителей города в годы войны. Открытие выставки приурочено к столетнему юбилею военного журналиста, поэта и общественного деятеля Михаила Дудина, ставшего одним из инициаторов создания Зеленого пояса Славы вокруг города.
Во всем музейном Петербурге сегодня вряд ли можно отыскать выставку более злободневную, чем та, что открылась в Музее обороны и блокады Ленинграда. Все, что связано Победой в войне, вообще вызывает сейчас неоднозначную реакцию общества и власти. В особенности если дело касается памятников защитникам родины.
Подтверждением тому является большое количество скандалов, произошедших за последнее время. Можно вспомнить тверк на фоне монумента «Малая земля», дело против Артемия Лебедева из-за его слов о памятниках героям войны, конфликт вокруг издания «7х7», упомянувшего народное прозвище оформления Вечного огня в столице Коми.
На этом фоне выставка, посвященная истории создания памятников героям блокадного Ленинграда, приобретает особое звучание. Ее организаторы задались целью показать, насколько разными были проекты архитекторов и скульпторов, бравшихся за блокадную тематику. В особенности это видно при сравнении работ, созданных еще до победы, и концептов послевоенных мастеров.
«Хочу обратить внимание на две работы военного и послевоенного времени, – в ходе экскурсии говорит куратор выставки Михаил Медведев. – Любопытно, что из военного времени до нас дошел мирный образ. Как известно, [когда] город еще был осажден, уже шла работа над проектированием того, как он будет развиваться на тех пространствах, которые подверглись разрушению. Среди таких мест было пространство в створе Соляного переулка. Архитектор Каменский предложил продолжение барочного мотива [этого района города] в виде монументальной стены, которая задумана как памятная доска героям полуострова Ханко. [На проекте изображен] идиллический мирный город с мягкими очертаниями столичного барокко. Вот каким предстает послевоенный мирный день взгляду архитектора, живущего в блокадном Ленинграде. И наоборот – в работе послевоенного мастера, уже для другого монумента, мы видим сухие, суровые, несколько зажатые формы, что-то наподобие политического плаката».
Многие проекты, представленные на выставке, впечатляют даже в виде эскизов. К примеру, идея мемориала в римском стиле со стелой, рядами колонн и пристанью, который предлагал построить в Шлиссельбурге архитектор Васильев. Или концепты мастера Чайко с неожиданной авангардной архитектурой, непривычной для военного памятника. Он предлагал воздвигнуть нечто наподобие ацтекской пирамиды, завершенной огромной конструкцией, напоминающей радиолокатор. Остается только гадать, каково было бы сейчас отношение россиян к военным памятникам, если бы эти проекты были реализованы.
Очень символично, что выставка «Образы памяти» была открыта в Музее блокады в один день с экспозицией «В награду – расстрел», посвященной руководителям блокадного города, ставшим жертвами Ленинградского дела. Это сочетание еще раз подчеркивает, как важно и в то же время непросто сочетать память о Победе и массовых репрессиях.
«Эти выставки объединены одним понятием – понятием памяти, чисто человеческой памяти, – рассказывает директор Музея блокады Сергей Курносов. – Я готов лишь повторить слова мэтра музейного дела Михаила Пиотровского, что для музея нет закрытых тем, нет табу. Мы продолжаем тот же самый разговор, которому вообще посвящен наш музей. Это сохранение памяти о защитниках нашего города, памяти о героической и трагической блокаде, а у этой памяти очень много аспектов и сторон. Я не вижу, чтобы эти выставки противоречили друг другу. Это разные взгляды на сохранение памяти о блокаде, об одних и тех же событиях».
XX века в ее сложном многообразии.