Новости

Премьера фильма ЛЕФ состоится на Артдокфесте в Петербурге

Одно из самых ожидаемых событий Артдокфест-2016 – премьера второй части документальной дилогии о Леониде Федорове, фильма «ЛЕФ», которая состоится 7 декабря в кинотеатре «Родина». Близкие друзья и соратники Федорова — контрабасист Владимир Волков и основатель ансамбля древнерусской музыки «Сирин» Андрей Котов — поговорили о фильме, который еще не видели, с «МР».

«МР»: Как вы воспринимали бесконечный процесс съемок? Как Дмитрий «втирался в доверие» на концертах, репетициях, дружеских посиделках, как брал у вас интервью?

Андрей Котов: Дима такой тихий и спокойный человек, он не делал вида, что занят великим делом, мол, ребята, вы должны напрячься и что-то такое сказать. У меня он несколько раз порывался взять интервью, да так и не получилось.

Как же? В фильме интервью с вами есть.
Андрей Котов:
Правда? Ну, значит, он где-то меня поймал, а я и не заметил.
Владимир Волков: Дима не «втирался в доверие», иначе он долго бы с нами не просуществовал. Мы быстро нашли общий язык, в какой-то момент он стал практически неотделим от «АукцЫона» и от нас, ездил с нами на концерты на Украину, в Тель-Авив, Сан-Франциско. То снимал, то нет. Мы перестали замечать разницу, и съемки на камеру стали просто частью жизни.

Мы перестали замечать разницу, и съемки на камеру стали просто частью жизни.

Фильм «ЛЕФ» начинается с пронзительного момента: Леонид говорит о конце 90-х, о непонимании, что делать дальше в рамках группы «АукцЫон», и о том, что вы, Володя, вытащили его из депрессии. Помнится то время?


Владимир Волков: Точка отсчета — это запись альбома «Зимы не будет» на «Лендоке», когда Леня позвал меня и Славу Курашова. Какой это год, 99-й? Мы совсем немного репетировали, записали заглавную песню. Все это было как раз зимой, в неотапливаемой студии. Там и совпало ощущение времени, движения, музыкального пространства.

С тех пор вами много всего сыграно, спето и сделано. А это ощущение изменилось?
Владимир Волков:
Песни, которые на концертах играем регулярно, могут меняться до неузнаваемости, они же живые и ведут себя непредсказуемо. Старые песни в какой-то момент засыпают, а потом напоминают о себе, и оказывается, что песня хочет еще что-то сказать. В рамках нынешнего фестиваля «Волков манифест» мне захотелось выстроить концерт с Леней (состоится 8 декабря — Ред.) особым образом. Пришла идея назвать программу «Труба» — по названию песни, которую мы играем очень редко, она не такая уж светлая и легкая.

И такая светлая и легкая, как большинство песен Федорова?!
Владимир Волков:
(Смеется) Мы, кстати, сначала хотели так назвать диск, который потом стал «Романсами». Я даже нашел макет обложки, где еще была «Труба», такая вот игра со временем. И я пригласил Виктора Сафроншина — это наш петербургский Дима Лавриненко — что-то сделать с видео, не клипы, конечно, но некий живой видеоряд.

А много ли сейчас у вас с Леонидом коллабораций с другими музыкантами, как это бывало прежде?
Владимир Волков:
С «OpusPosth» и Владимиром Мартыновым — не так часто, но есть. «Душеполезные песни» играем, но тоже очень редко. Трудно нам всем вместе собраться.
Андрей Котов: Если мы собираемся на концерт «Душеполезных песен на каждый день», то практически никогда заранее ни о чем не договариваемся. В лучшем случае, у нас есть день репетиции, а то всего 3-4 часа до выступления — это после полуторагодового отсутствия. Бывает, Володя спрашивает: «Ребята, какая сейчас будет тональность?» — а все остальное не имеет значения. Мы притерты друг к другу не текстами и мелодиями, а сознанием. Легко принимаем и Ленины тексты, и песни Сережи (Старостина, — Ред.), и духовные стихи. Они легко перетекают друг в друга и являются частью объемной картины. Мы никогда не знаем, какая это картина, и от этого еще кайфовей. Одна девушка о нашем концерте написала: «Я видела на сцене четырех взрослых людей, которые отчаянно борются со страхом смерти», — это очень правильно сказано. Проявление в себе максимальной жизни и есть борьба со страхом смерти. В фольклоре есть традиционный путь, тварно-небесный симбиоз, и есть личностная борьба, которая заключена во всей мировой литературе. Когда они сталкиваются вместе, то уничтожают лишнее и обостряют правильное. Вот это интереснее всего.

Одна девушка о нашем концерте написала: «Я видела на сцене четырех взрослых людей, которые отчаянно борются со страхом смерти», — это очень правильно сказано. Проявление в себе максимальной жизни и есть борьба со страхом смерти.

Мы еще несколько лет назад ждали появления второго альбома «Душеполезных песен». Появится? Или он вам попросту не нужен?
Андрей Котов:
Для второго альбома должны появиться новые песни. Точнее, повод. Тогда у меня был внутренний повод. В 2003 году, когда мы начинали, другое было напряжение жизни. В народной терминологии песню «ладят», садятся вместе и прилаживаются друг к другу. Вот и у нас песни слаживались потихонечку. Знаете, как люди садятся говорить, им интересно и никогда не знаешь, чем закончится разговор. Это и есть настоящий разговор — он рождается, и результат его виден только в конце. Иначе это уже режиссерская постановка, а у нас их не бывает.

Вот и у нас песни слаживались потихонечку. Знаете, как люди садятся говорить, им интересно и никогда не знаешь, чем закончится разговор. Это и есть настоящий разговор — он рождается, и результат его виден только в конце. 

Не видно режиссерской постановки и в фильме «ЛЕФ». Жаль, что вы еще не видели картины, придете на премьеру, в Москве или Петербурге?
Владимир Волков:
Когда я смотрю записи старые, то не очень понимаю, кто этот персонаж с контрабасом. Конечно, ты сверхкритичен, когда себя видишь, и кажется, что ты не самые умные вещи говоришь… Но, если не будет затяжной репетиции, придем. Там же нет ничего противоестественного?

Премьера документального фильма Д. Лавриненко «ЛеФ»: киноцентр «Родина», 7 декабря, 21.00 – фестиваль АртДокФест, подробная программа и расписание на сайте фестиваля.