Культурный человек должен интересоваться современным искусством
В Петербурге открывается XXVIII международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути». Организаторы ставят перед собой задачу познакомить петербургскую публику с новейшими течениями в области академической музыки. Накануне открытия директор фестиваля композитор Александр Радвилович рассказал MR7.ru о самых интересных пунктах программы.
История Вашего фестиваля насчитывает уже более двадцати пяти лет. За это время в Петербурге появилось много других международных фестивалей современной музыки. В чем миссия именно вашего фестиваля?
Сегодня мы привыкли к фестивалям, которые показывают творчество только наших композиторов. Такой музыкальный отчет получается. Но мне кажется, что такие «лягушатники» – они малоинтересны. А вот показать музыку наших композиторов в общемировом контексте – вот эта задача нашего фестиваля. Дело в том, что современная музыка – это особый мир. Как в любом искусстве здесь могут быть шедевры и могут быть уровнем пониже. Однако мы показываем то, что происходит в мире. И я думаю, что кроме нашего фестиваля, никакой другой эти процессы в современной музыке так широко это не покажет.
Наши музыкальные вкусы, если говорить об академической музыке, покоятся на уровне XIX века. Мы с большим удовольствием слушаем Чайковского, Шопена, Дебюсси, но как только в программе появляется сочинение с новым именем, публика идет на этот концерт с опаской. А как мне кажется, человек культурный, широких взглядов должен представлять себе современное искусство: современную литературу, живопись и современную музыку тоже.
Какие пункты программы фестиваля «Звуковые пути» в этом году должны особенно заинтересовать петербургских слушателей?
Я сейчас буду говорить о том, что будет интересно именно широкой публике. Наш фестиваль открывается двумя концертами. Они называются «Скандинавия». Что мы знаем про скандинавские страны? Некоторые [петербуржцы] бывали там, но вот искусство этих стран мы себе представляем слабо. А сейчас там есть прекрасные композиторы, там есть прекрасные музыканты. И вот первые два дня нашего фестиваля посвящены музыке Скандинавии. Приезжает большой норвежский ансамбль, который называется Арктиск Симфоньетта. Они из самого северного региона Норвегии и исполняют музыку Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании.
Еще одно событие – очень необычное. Это мультимедийный концерт «Россия – Польша». Будут представлены два автора из Польши и два композитора из Петербурга. Концерты подобного рода являются мейнстримом в таких странах как Германия, Швейцария, Австрия. У нас такое проводится очень редко. И я всех приглашаю в студию Лендок на Крюковом канале. Это будет крайне неожиданно и увлекательно: сочетание электронной музыки, мультимедийного пространства, видеоряда.
Конечно, [в программе] есть концерты, которые адресованы более узкой аудитории, фанам современной музыки. Но я приглашаю горожан на те события, которые будут интересны любому любознательному человеку. Я апеллирую к любознательной публике, у нас в Петербурге ее много.
Наконец, еще очень интересное событие – два концерта, посвященные творчеству Виктора Ульмана. Это австрийский композитор. Он погиб в 1944 году в Освенциме. Сначала его сослали в специальный показательный лагерь Терезиенштадт. Он создавался для того, чтобы показать, как хорошо живут евреи в Третьем рейхе. Заключенным этого лагеря было разрешено заниматься творчеством, там были театры: драматические, оперные. Ульман, который был главным дирижером Пражской оперы, оказался в этом лагере. И тогда написал большинство своих сочинений, в том числе свою оперу «Император Атлантиды, или смерть отрекается». Вот она и будет исполняться, причем в очень необычном формате – в версии кукольного театра.
Кукольного театра?
Да, такое немного устрашающее зрелище. На сцене музыкантов и певцов будут замещать куклы. Режиссер Герберт Ганчахер (автор постановки) работает в области театра для глухонемых и создал визуальный ряд, понятный всем. Музыкальный ряд будет составлять запись оперы. Австрийская группа музыкантов приехала через 51 год после смерти Ульмана в лагерь, где репетировалась опера и записала там свои партии.
Кроме этого в программе фестиваля есть сочинение Ульмана для чтеца и фортепиано на слова поэта Рильке.
Я хотел бы обратить внимание слушателей на концерт закрытия. Там будет исполняться музыка Пьера Булеза, одного из столпов музыкального авангарда. Эти произведения звучат в Петербурге чрезвычайно редко, потому что они очень сложны. Их исполнят музыканты Мариинского театра. Также прозвучат произведения минималиста Стива Райха. Это музыка такая забойная и, как мне кажется, обреченная на успех.
Вы сами сказали, что когда мы говорим об академической музыке, мы обычно вспоминаем Чайковского и почти не упоминаем современных композиторов, в чем причина, по-вашему?
Это вопрос воспитания. Если вы будете с детства слушать только Моцарта, то даже Вагнер вызовет у вас отвращение. Это вопрос воспитания вкуса. И мне кажется, что наш фестиваль расширяет возможности отточить вкус.
Вы несколько раз говорили о широкой публике. Может ли, по Вашему мнению, современная академическая музыка серьезно конкурировать за слушателя с модными направлениями вроде рок-музыки, джаза, рэпа?
Это очень разные сферы – наш фестиваль показывает искусство. Вот, скажем, как может Эрмитаж конкурировать с футбольным матчем? Разная публика.
Но ведь человека со стадиона можно привлечь в Эрмитаж, и наоборот.
Совершенно верно! И точно так же человек, который ходит на органную музыку, может спокойно прийти на концерт современной музыки. Поэтому мы конкурировать не собираемся. Мы даем возможности.
Петербург уникальный город – это не просто говорится, что это культурная столица. Очень много интеллектуальной публики. Он не такой энергичный, как Москва, но город интеллектуальной публики. К нам приходит все больше и больше народа. И когда я прихожу в зал, я смотрю на лица. И вижу очень много молодых людей: студенчества, людей от 20 до 30 лет.
Ваш фестиваль заявляет себя как «фестиваль премьер»? Насколько сложно привлекать премьеры в особенности иностранных композиторов? Чтобы их произведения прозвучали именно на вашей сцене впервые?
Во-первых, фестиваль стал широко известен. Есть определенное реноме. Он завоевал какой-то уровень, нас знают, для фестиваля пишут специально. Чтобы иностранные исполнители привезли в Россию и сыграли произведения. К примеру, композитор из Исландии Роллоф приедет в этом году специально, чтобы почувствовать атмосферу Петербурга, атмосферу фестиваля и чтобы побывать на премьере своего произведения.
Ни для кого не секрет, что сейчас время непростое, в том числе и для культуры. Насколько труднее стало организовывать фестивали в последние годы?
Сложности есть всегда. Я начинал фестиваль в 1989 году. Там были свои сложности. Казалось, что все возможно, перестройка, но вдруг оказалось, что денег нет. Я проводил фестиваль 12 лет на свои деньги и средства друзей. Всегда есть сложности. Но сейчас Вы, наверное, имеете в виду политическую обстановку. Странное стечение обстоятельств. У нас напряженные отношения с Польшей, с Прибалтикой, вообще с Европой, с Америкой. А музыканты приезжают. Потому что люди искусства – это особая каста, это люди-братья. Я хочу привести пример. В 1914 году, когда началась война великий немецкий композитор Рихард Штраус написал открытое письмо деятелям культуры, и там была такая мысль, я не дословно ее приведу. Он написал, что воюют государства, а не народы и мы – люди искусства не должны принимать в этом безумии участие. И вот мы объединяемся, и может, благодаря этому, потому что исполняется наша музыка за рубежом и их музыка здесь, мы лучше чувствуем друг друга, и наши народы дружат.
То есть никаких отказов от иностранных участников не было?
У нас такого не бывает. Может быть, они могут не получить финансирования от своих фондов. Но в таких случаях очень заранее предупреждают. Так, 2 года тому назад известный ансамбль не получил денег [на поездку в Петербург] от испанских фондов. Но так, если нет таких проблем, ансамбли приезжают с большим удовольствием.
А на какой основе петербуржцы смогут побывать на концертах? Все они будут платными? Или есть часть выступлений со свободным входом?
На все концерты в Доме композиторов свободный вход. А в Лендоке будут билеты, но они не дорогие.