Артдокфест-2016: от Афона до Павленского
Открытый фестиваль документального кино Артдокфест празднует первый юбилей, 10 лет бурной биографии, полной неожиданных поворотов и борьбы за выживание. С 1 по 9 декабря три столицы — «первопрестольная» Москва, «культурный» Петербург и «уральская столица» Екатеринбург — увидят 22 картины, участвующие в международном конкурсе. «МР» представляет гид по конкурсной программе Артдокфеста.
На первый взгляд, фестиваль Артдокфест – калейдоскоп фрагментов человеческой жизни, никак не связанных между собой и со зрителем. Двое бывших хиппи отправляются на Афон за ладаном, чтобы привезти его на войну. Пациентки сибирского психоневрологического диспансера флиртуют с обитателями мужского отделения через щели в заборе и привычно просятся у главврача – здешнего бога – домой, хотя дома у них нет и больше никогда не будет. Израильский режиссер картинно бреет голову наголо, чтобы внедриться в боевую группу российских нацистов-убийц. На бампер автомобиля бросаются женщины за гранью нервного срыва или фрики-грабители.
В уставе фестиваля Артдокфест прописано: на конкурс принимаются картины, снятые на русском языке в любой стране мира, темы должны быть актуальны и социально значимы, кинематографический язык — красноречив. Так что в определенном смысле каждый конкурс – это уже не калейдоскоп, а зеркало, отражающее если не «хроники текущих событий» (производство документального фильма – занятие долгое и затратное), то общественные умонастроения и даже эмоциональный фон времени.
Каждый конкурс – зеркало, отражающее общественные умонастроения и эмоциональный фон времени. Главное настроение в 2016 году — растерянность.
В 2016 году эмоциональный фон понижен, а главное настроение, как заметил президент фестиваля Виталий Манский еще в процессе отбора конкурсных картин, — растерянность. Особенно явственна эта растерянность в пуле фильмов, посвященных «гибридной войне» на Украине. Их в конкурсе много, и это вполне объяснимо: фиксация правды, поиски причин и следствий братоубийственного конфликта на родной земле – профессиональный долг документалиста.
В этом году авторы вместо боевых деклараций и естественных для воюющих сторон обвинений и контробвинений предъявляют себе и публике один вопрос: не – кто виноват в войне, а — возможен ли мир? С этим вопросом в фильме «Близкий далекий Восток» чешский режиссер Филип Ремунда пересекает Украину от Карпат до Донбасса, следуя за членами одной большой – поневоле разделенной – семьи. В страшном документе человеческих жертв и разрушений, произведенных одним артобстрелом Мариуполя, авторы ленты «10 секунд» дают слово всем пострадавшим – и тем, кто «за Путина», и тем, кто наоборот. «Украинские шерифы» Романа Бондарчука пытаются вручать повестки призывникам южной деревни, но более всего переживают о судьбе местного бомжа. И даже московских кинематографистов, везущих ладан ополченцам Донецка и Луганска, не спасает железобетонный пропагандистский «патриотизм», и картина «Ладан-навигатор» приводит зрителя совсем не туда, куда предполагали ее авторы.
Лент, посвященных внутренней российской политике, в Артдокфесте-2016 почти нет. Константин Селин отправился вместе с петербургскими дальнобойщиками в пробег против налоговой системы «Платон», но его документ неслучайно называется «Хроники неслучившейся революции».
В отсутствие собственно политики, ею становится искусство. Сразу два фильма фестиваля посвящены акционисту Петру Павленскому: фильм-открытие Артдокфеста «Павленский: человек и власть» немецкого режиссера Ирены Лангеманн и конкурсная картина Дарьи Хреновой «Павленский. Голая жизнь». Более того, искусство политики поневоле проникает в самые прозаические ситуации. В ленте Татьяны Чистовой «Убеждения» новобранцы борются за право на альтернативную гражданскую службу, превращая собеседования на призывных комиссиях в плакатные акции. Фильм Александра Кузнецова «Освобождение: инструкция по применению» о попытках подопечных психоневрологических интернатов добиться базовых прав (на самостоятельную жизнь, возможность создать семью) так и воспринимается – как прямое руководство к действию в борьбе с любой бюрократией.
В конкурсе-2016 много фильмов о «других». Лента «В тени больших деревьев» Вадима Витовцева повествует о конфликте поколений в племени африканских пигмеев. «Женщина и ледник» — убийственной красоты сага Аудрюса Стониса о литовской исследовательнице ледников — молчалива, как метафорический театр высшей пробы. В фильме Мантаса Кведаравичюса «Мариуполис» обитатели прифронтового города кажутся инопланетянами, а этнографическая поэма Ксении Охапкиной «Приходи свободным» зачарованно и отстраненно живописует традиционный уклад чеченской деревни, угрожающий, несентиментальный и совершенно непонятный. Апофеозом этой фестивальной линии станет, несомненно, новая лента Сергея Лозницы «Аустерлиц» о современных туристах в германских лагерях смерти времен Второй мировой.
Артдокфест сохранил главное свойство зеркала — неподцензурность в самом широком смысле слова.
Поневоле обретя полную независимость от госфинансирования и статус «опального» в 2014 году, фестиваль Артдокфест сохранил главное свойство зеркала — неподцензурность в самом широком смысле слова. В конкурсной программе отражен весь спектр политических и художественных пристрастий: в одном киносеансе столкнутся «либералы» и «патриоты», консерваторы и те, кто делает кино из записей видеорегистраторов или съемок на мобильный телефон. А еще в конкурсе-2016 особенно много петербургских режиссеров-документалистов, в том числе совсем юных и начинающих. Этот факт может быть случайным стечением имен и обстоятельств, а может стать и отражением отрадной тенденции. Будем патриотично надеяться на второе.
Подробная программа и расписание: artdocfest.com.