Город

«Общественный холодильник» потряс народ

Открытие 13 ноября 2016 года первого в России «Общественного холодильника», созданного благотворительным проектом «Спасибо», на 8-й линии Васильевского острова, 55, прошло с аншлагом. Для города, пережившего самую страшную в мире пытку голодом в блокаду, отношение к еде всегда было особым.

Именно здесь, на заваленной снегом улице, случилось столь редкой общение представителей разных поколений, которых друг от друга отделяет больше, чем полвека.

Встретились молодые активисты, создавшие фудшеринг (обмен бесплатной едой) в Петербурге и пожилые ленинградки-петербурженки, которые, услышав по радио или  прочтя в газетах  про появление  холодильника с бесплатной едой, пришли заранее, одна дама даже с тележкой. Волновались – нужен ли паспорт? Стеснялись телевизионщиков, которых было побольше, нежели желающих получить еду: «Ой, меня покажут, а сын (дочка) увидят и застыдят!».

В лучших петербургских традициях уличных действ не обошлось без нечесаного маргинала неопределенного возраста, который прибежал, тут же понял, что не наливают и еду еще не дают, тут же рассказал, что собрался жениться в четвертый раз, а третью жену выгонит, тут же достал из кармана расческу с отломанными зубьями и принялся причесываться – к колоритной личности бросились телевизионщики. Личность затем стремительно растворилась в метельном воздухе Васильевского острова, не дожидаясь, пока желающих пустят к холодильнику, подходы к которому плотно оккупировали журналисты.

 

Саша Легкая – основатель фудшеринга  в Петербурге познакомилась с  устроителями петербургского проекта сети благотворительных магазинов «Спасибо» недавно, буквально за несколько недель до старта «Общественного холодильника».

 

Фудшеринг – это сбор и раздача бесплатно друг другу еды давно процветает в соцсетях. Зачем выбрасывать то, что сам съесть не можешь? Хорошие продукты лучше отдать. И отдают и забирают – в группах фудшеринга полно народу, поэтому было решено выйти оффлайн.

Купили недорого холодильник, закрепили его, чтоб никто не утащил, на крыльце магазина «Спасибо», нашли волонтеров, которые будут смотреть за тем, чтобы в холодильник не ставили испорченную еду, а также яйца, сырое мясо, рыбу и то, что может испортиться за считанные часы. А также, чтобы холодильник был чистым и в него не ставили то, что может оказаться не просто не съедобным, но и опасным.  Еда должна быть промаркирована – когда сделана, какой срок хранения.

 

У фудшеринга много партнеров – в Петербурге около 70, в России около ста.

«Кафе отдают еду, которая хранится 12 часов и ее срок вот-вот истечет, - говорит Саша Легкая. -  Это салаты, вегетарианский плов, вегетарианские колбасы, пекарня вот отдает  выпечку». Следующим городом «Общественного холодильника»  будет Москва, а в Петербурге фудшеринг, вышедший на улицу, надеется найти общий язык с Роспотребнадзором. По крайней мере, никаких проблем, пока  проект существовал в соцсетях, не было.

 

Саша также уверена, что люди будут приходить и не только забирать всю еду, но и оставлять. Кстати,  на территории хостела «Библиотека», что на Лиговском проспекте, 56 Б, по субботам с 15 до 16 часов, каждого, кто попросит, бесплатно накормят вкусным обедом, приготовленным из продуктов, которые спасены от утилизации именно фудшерингом.

 

А сегодня девушки только успевали разливать безалкогольный глинтвейн прямо у магазина, из большой кастрюли, угощая всех, кто пришел приобщиться к  проекту, или просто мимо шел. Пожилые дамы с удовольствием пили и удивлялись, радовались и сомневались.  Надеялись, что холодильник не разобьют хулиганы, а власти не запретят. Эти женщины не хотели фотографироваться, потом все же соглашались. И очень хотели поговорить, просто пообщаться с теми, кто младше их лет на пятьдесят.

 

И  еще скажу – для города, пережившего самую страшную в мире  пытку голодом в блокаду, отношение к еде всегда было особым, до сих пор есть те, кто не может выбросить хлеб, кому претит сама идея уничтожения продуктов.

 

Для страны, которая запросто ныне давит бульдозерами  «санкционку», не думая о том, что на ее огромных просторах живут почти 22 миллиона людей, официально признанных бедняками, такой вот проект, созданный молодыми людьми, – отличный ход.